Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

коммуникативная, учебно-познавательная и творческая мотивация.

В дальнейшем нами предпринято экспериментальное исследование влияния учебно-познавательной,

коммуникативной и творческой мотивации на развитие общих умственных способностей. Для каждого вида мотивации были проведены исследования по следующим блокам:

1. Изучение связей между показателями мыслительных, перцептивных и мнемических способностей и мотивационной структурой учащихся.

2. Изучение взаимосвязей между психодинамическими параметрами психики, уровнем мотивации и показателями общих умственных способностей.

3. Исследование общих умственных способностей человека в условиях обычной и повышенной мотивированности (ситуации экзамена, олимпиады, соревнования и т.д.).

4. Исследование влияния мотивации достижения (успеха или избегания неудачи) на продуктивность умственной деятельности.

5. Изучение изменений в мотивационной и интеллектуальной сферах учащихся в ходе формирующего эксперимента.

6. Исследование уровня развития общих умственных способностей детей, обучающихся по традиционной и развивающей программам.

Исследование мнемических способностей детей, обучающихся в условиях разных образовательных сред, показало, что программа развивающего обучения способствует более интенсивному развитию всех типов памяти. С увеличением уровня школьной мотивации увеличиваются и показатели способности к восприятию. На процессы восприятия оказывают влияние психологическое состояние испытуемого, уровни его работоспособности, мотивированности, направленность мотивации и тревожность, как личностная черта. Разные корреляционные связи между показателями восприятия цифр, знаков, буквенных текстов с мыслительными способностями еще раз доказывают системный характер интеллектуальных способностей, их взаимосвязанность и взаимодополняемость и компенсаторные возможности.

В результате экспериментальных исследований мы пришли к выводу о том, что развитие общих умственных способностей зависит как от содержательной стороны, так и от психодинамических параметров мотивации (силы, уровня, стадий развития и регрессии мотивации, напряженности и устойчивости побуждений). Например, учащиеся с выраженной учебно-познавательной мотивацией имеют высокий уровень школьной мотивации и высокие показатели интеллектуальных способностей, а учащиеся с оценочной и внешней социальной мотивацией хуже выполняют интеллектуальные задания и имеют более низкий уровень школьной мотивации. Учащиеся с выраженной коммуникативной и творческой мотивацией имеют высокие показатели восприятия, мышления и памяти.

Мы пришли к выводу, что развитие общих умственных способностей происходит на основе постепенного перехода

от доминирования неосознаваемых (интуитивных, эмоционально-аффективных) процессов к доминированию осознаваемых (смысловых, рационально-логических) мотивов учебной деятельности, преобразования взаимодействия внешней и внутренней мотивации, формирования индивидуальной структуры мотивационной сферы. То есть развитие общих умственных способностей (мыслительных, мнемических, перцептивных) зависит от интенсивности самих умственных процессов, которая обусловливается осознанностью мотивации и значимостью для личности процесса и результата ее деятельности. Коммуникативная мотивация в большей степени связана с процессом, а творческая мотивация - с результатом учебной деятельности. Таким образом, мотивационные факторы являются важнейшими детерминантами интеллектуального и творческого развития личности.

Мы полагаем, что традиционная система обучения как в школе, так и в вузе, продолжает оставаться за редким исключением авторитарной, в полной мере не учитывает индивидуальные особенности обучающихся и не обеспечивающая свою развивающую функцию. Учебно-познавательные мотивы формируются стихийно, а творческий потенциал обучающихся практически не востребован. Для повышения интеллектуального и творческого потенциала школьников и студентов нужны новые программы и формы обучения, предусматривающие блоки формирования мотивации умственной деятельности с учетом знания о роли коммуникативной, учебно-познавательной и творческой мотивации в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Библиография

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления / Когнитивная психология. - М.: Наука, 1986. – С. 154- 172.

2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб: «Академический проспект», 1997.

3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995. -№1.- С. 111-131.

4. Алексеева Л.Ф. Психодиагностические методы изучения познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности: Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томск. пед. ин-та, 1995. - 89 с.

5. Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека. Томск: Издательство ЦНТИ, 2000. - 320 с.

< Назад | Дальше >