Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на многочисленные исследования по проблеме развития умственных способностей, в психологии интеллекта в настоящее время много неясного и требующего дальнейшего осмысления. Существующие в современной психологии представления о

дифференцированности и многоуровневости интеллекта и его компонентов, осуществляющих разнообразные функции, делают невозможным дать им однозначное определение.

Мы посчитали логичным начать свое исследование с рассмотрения общих закономерностей психического развития, с его возрастной периодизации, а также изучения влияния наследственных факторов, психологических и социальных условий, благоприятствующих психическому развитию ребенка. Выводы ученых о возрастной динамике развития общих умственных способностей достаточно противоречивы, но все же есть нечто общее, что объединяет большинство теорий и концепций. Это вывод о том, что процесс развития способностей характеризуется стадиальностью, неравномер-ностью, гетерохронностью и наличием сенситивных периодов.

Многие исследователи предлагают объединить представления о периодизации развития психики на базе физиологического подхода: этапности развития функциональной ассиметрии полушарий мозга в онтогенезе, возрастных и индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности, в разные возрастные периоды благоприятствующих или, наоборот, задерживающих психическое развитие. Также многие исследователи указывают на большую значимость роли эмоциональных переживаний в процессе умственной деятельности. Однако до настоящего времени в науке не

представлена единая система закономерностей развития общих умственных способностей.

Рассматривая способности человека как сложную многоуровневую систему психических явлений, реализующую психические функции в зависимости от требований деятельности, мы понимаем развитие способностей как развитие системы или как процесс системогенеза. Наше исследование заключается в углублении изучения структуры и динамики психических процессов на основе развития общих способностей человека к взаимодействию с окружающим миром.

Способности так тесно взаимосвязаны между собой, что выделение отдельных способностей (мыслительных, мнемических, перцептивных) становится весьма условным. Ученые, выделив (условно) отдельные умственные способности, так и не пришли к единому подходу их классификации. Способность, понимаемая с позиции системного подхода как свойство функциональной системы, по мнению В.Д. Шадрикова (1996), есть одна из "клеточек", на основе которой можно построить всю систему познавательных способностей, реализующих

отражательную функцию мозга. Функции интеллекта при этом рассматриваются, как функции целостной системы взаимосвязанных психических процессов (способностей). Отсюда большие компенсаторные возможности способностей, разные у разных индивидов уровни их проявления, неравномерность развития их отдельных сторон. Поэтому трудно выделить способности, существующие отдельно от других способностей.

Рассматривая психологическую природу мнемических, перцептивных и мыслительных способностей, входящих в качестве базовых в состав общих умственных способностей, мы приходим к выводу об их тесной взаимосвязи и взаимодополняемости. Например, чем глубже перцептивный и семантический анализ воспринимаемой

информации, тем выше продуктивность запоминания. А продуктивность смысловой памяти связана со способностями индивида устанавливать логические связи, пользоваться приемами, направленными на поиск внутренней структуры материала, то есть, при смысловой переработке информации большое значение имеет мышление. Поэтому изучение отдельной конкретной способности человека представляется возможным только в системе со всеми другими способностями, а также индивидульно-психологическими и эмоционально-мотивационными компонентами его личности.

Изучение общих умственных способностей с позиции принципа системности предполагает также изучение их во взаимодействии с биологической и социальной жизнью индивида, с объективно существующей реальностью. Кроме того, многие ученые сходятся во мнении, что общие умственные способности надо рассматривать с позиции функций как многоуровневую систему, осуществляющую специфическую деятельность не только по адаптации человека к окружающему миру, но и по активному преобразованию его.

Рассмотрение процессов мышления, памяти и восприятия не как отдельных функций, а как деятельностей, приводит исследователей к анализу побуждающих их мотивов, личностного смысла и отношения к ним субъекта. Поэтому вопрос о развитии общих умственных способностей, связанный с мотивационной основой, является одним из важнейших в проблематике системогенеза умственной деятельности.

Системный подход к проблеме взаимосвязи мотивации с показателями общих умственных способностей требует рассматривать мотивационную сферу и сам мотив как определенную систему взаимосвязанных компонентов. При этом выделение наряду с содержательным и динамическим еще одного

аспекта мотивации – реализующих ее внутренних механизмов – представляется оправданным шагом, повышающим структурированность этой проблематики и облегчающим ее описание. Соглашаясь с тем, что мотивация является не чем иным, как гносеологической абстракцией, мы считаем, что любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей, среди которых выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении успеха и продолжении рода. А мотивация направляет и регулирует деятельность, связывая ее с потребностями личности.

Все мотивы находятся в иерархических отношениях между собой и в течение человеческой жизни могут меняться местами; второстепенные мотивы могут стать определяющими при смене жизненной ситуации или смене ведущего типа деятельности. От качественной характеристики мотивации (содержания мотивации) зависит продуктивность познавательной деятельности, уровень реализации возможностей человека в решении стоящих перед ним задач. Полученные нами экспериментальные результаты позволили сделать вывод, что существует тесная связь между мотивационными показателями и показателями личностных, в том числе, интеллектуальных характеристик.

В целом, мы можем констатировать, что мотивы умственной деятельности формируются на основе базовых потребностей человека в познании, общении, творческой самореализации, которые удовлетворяются в учебно-познавательной, коммуникативной и творческой деятельности. Процесс формирования этих мотивов мы назвали, соответственно, учебно-познавательной,

коммуникативной и творческой мотивацией.

Ведущие типы деятельности в разные возрастные периоды (непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая

деятельность, учебная деятельность, общение в системе общественно полезной деятельности, учебно-

< Назад | Дальше >