Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

10,7

10,9

10,7

Таким образом, мы видим, что уровень овладения учащимися общей структурой мыслительной деятельности зависит от сформированности позитивной учебной мотивации. Воздействуя на мотивационную сферу ребенка, можно целенаправленно формировать его

интеллектуальные способности.

Результаты наших исследований подтвердили наличие глубокой связи между мотивационной структурой школьника и уровнем развития его интеллектуальных способностей. На продуктивность общих умственных способностей влияют уровень мотивации, направленность мотивации, а также личностные психологические особенности испытуемого.

Традиционная система обучения в школе, несмотря на многочисленные экспериментальные и развивающие программы, все-таки остается авторитарной и формирует внешние социальные мотивы (оценочные, престижные), вызывающие у детей большую тревогу (учебную, самооценочную, межличностную), тем самым, не создает условий для того, чтобы ребенок в полной мере смог развить свои потенциальные интеллектуальные способности.

В дальнейшем предполагается провести серию экспериментальных исследований по выявлению того, какими приемами и навыками умственной деятельности (умением обобщать, классифицировать, действовать в уме, осознавать способы решения разных классов задач и т. п.) владеют учащиеся на разных ступенях обучения, насколько эти приемы и навыки соответствуют возрастным и социально-психологическим нормативам.

2 этап. Влияние учебно-познавательной мотивации на развитие мнемических способностей

Современные преставления о процессах памяти предполагают изучение памяти во взаимодействии с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием и т.д. Большое значение в мнемической деятельности имеет осмысленность запоминания, так, например, произвольное запоминание основано не столько на повторении, сколько на понимании материала. На продуктивность запоминания оказывают значительное влияние такие факторы, как осознание цели, тот или иной мотив, или побуждение к запоминанию, а также использование рациональных способов запоминания.

Продуктивность запоминания зависит и от того, как человек воспринял материал в эмоциональном плане. Понимание памяти не только как следа, а как действия, введение в структуру этого действия внешнего стимула приводят к необходимости более полного изучения мотивационной основы мнемической деятельности. Целью нашего исследования было изучить, как влияют уровень и различные виды мотивации на развитие мнемических способностей.

Исследования проводились с помощью мнемического субтеста методики Р.Амтхауэра, который включает в себя задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Задания данного субтеста направлены на изучение способности запоминать словесно-логическую информацию.

Особенности развития различных типов памяти (зрительной, слуховой, логической, моторной) исследовались с помощью методики, описанной Л.Ф. Алексеевой (1995). Чем ближе абсолютные значения полученных коэффициентов к единице, тем лучше развит

данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,6-0,8.

Для изучения кратковременной памяти нами использовалась методика Джекобсона, предназначенная для диагностики мнемической способности запоминать цифровую информацию.

Исследование проводилось в 3 серии:

1 серия. Изучение особенностей развития различных типов памяти у школьников, обучающихся по традиционной и развивающей программам.

2 серия. Влияние условий повышенной мотивированности на продуктивность запоминания цифровой и словесной информации.

3 серия. Изучение продуктивности мнемической деятельности в зависимости от вида мотивации (мотивации достижения успеха и избегания неудачи).

В первой серии испытаний нами были исследованы особенности развития различных типов памяти у школьников, обучающихся по традиционной и развивающей программам. Результаты представлены в приложении 4.

< Назад | Дальше >