Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

3,4

Престижная

2,9

2,7

Творческая

3,7

3,8

Избегания неудачи

2,0

1,5

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наряду с профессиональными и учебно-познавательными мотивами, являющимися ведущими в период обучения в вузе, большую побуждающую силу у студентов имеет коммуникативная мотивация (1-е место - у социальных работников и 2-е место - у психологов). Мотивы творческой

самореализации, по-видимому, проявляются в зависимости от системы обучения в конкретном учебном заведении.

Наиболее глубокий эффект развития человека в обучении заключается не только в том, что его вооружают различными средствами познавательной деятельности, но и в том, что он становится способным к саморазвитию, к самостоятельному вооружению всеми этими средствами. Поэтому одним из важнейших психологических условий становления будущего профессионала является мотивация, связанная с реализацией социальных потребностей высшего порядка, которые становятся смыслообразующими и побуждающими человека к творческой активности.

Нам интересно было узнать, какое место в структуре мотивации учебной деятельности студентов занимают мотивы, побуждаемые социальными потребностями высшего порядка, которые мы связываем с внутренними смыслообразующими установками человека (мотивы самосовершенствования и самоопределения, тесно связанные с мотивами профессиональной и творческой самореализации). Как выяснилось, мотивы творческой самореализации по значимости для студентов занимают невысокое ранговое место. Возможно, это связано с тем, что традиционная система обучения в вузе не способствует проявлению и осознанию студентами мотивов творческой самореализации. Коэффициент корреляционной связи между уровнем творческой мотивации и успеваемостью равен 0,114.

Мотивационные факторы, таким образом, являются важнейшими детерминантами нравственного, интеллек-туального и творческого развития личности студента. В своей профессиональной деятельности молодому специалисту приходится часто сталкиваться с задачами, для которых не существует готовых решений, поэтому обучение в вузе должно сопровождаться такими формами учебной деятельности, которые максимально способствовали бы

раскрытию творческого потенциала студентов. Специалист с высшим образованием, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом, отличается и профессиональной мобильностью, что особенно важно в эпоху развития интеграционных процессов. Это уже новый, более глубокий уровень преподавания специальных знаний.

Как видим, система традиционного обучения, как в школе, так и в вузе, продолжает оставаться, за редким исключением авторитарной, не учитывающей

индивидуальные особенности обучающихся, не обеспечивающей развивающую функцию. Продолжает существовать «знаниевая» парадигма. Учебно-познавательные мотивы формируются стихийно, а творческий потенциал обучающихся совершенно не востребован. Поэтому такое низкое ранговое место среди других мотивов занимает у школьников и студентов творческая мотивация. Для повышения интеллектуального и творческого потенциала школьников и студентов необходимы новые программы и формы обучения, где были бы предусмотрены этапы формирования мотивации умственной деятельности. Знание же структуры мотивации школьников и студентов, а также знание роли таких компонентов мотивации, как коммуникативного, учебно-познавательного и творческого, в развитии умственных способностей приведет, по нашему мнению, к

действительно развивающему обучению.

3.3. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НА РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ И МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

< Назад | Дальше >