Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу

Получить интеллектуальное удовлетворение

Дополнительно нами были протестированы студенты с помощью методики А.А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (1-й вариант) (Ильин Е.П., 2000). С помощью данной методики выявляются 16 мотивов учебной деятельности студентов. Распределение по значимости мотивов учения студентов 1-х – 5-х курсов представлено в таблице 15.

16 мотивов данного опросника по смыслу мы разбили на 6 групп: мотивы самореализации, престижные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы одобрения, мотивы избегания неудачи и мотив получения стипендии. Обобщенные данные представлены в приложении 2, из которой видно, что реально действующими мотивами у студентов 1-х – 3-х курсов являются социальные мотивы (престижные мотивы и мотивы профессиональной самореализации). Они занимают первое и второе ранговые места. Третье место занимают учебно-познавательные мотивы. Мотивы получения одобрения, получения стипендии и избегания неудачи занимают четвертое, пятое и шестое места. На 4-ом курсе происходят изменения в мотивационной сфере студентов. Учебно-познавательные мотивы переходят на первое место, а престижные мотивы переходят на третье место. Профессиональная мотивация остается на втором месте. На 5-ом курсе происходит перемещение престижной мотивации на первое место, а учебно-познавательной мотивации с первого места на второе.

Как видим, на пути профессионализации будущего специалиста происходят существенные изменения в его мотивационной сфере, при этом важным этапом является

момент «принятия» профессии и приобретения

личностного «высшего» смысла в будущей

профессиональной деятельности. Тогда учебная

деятельность студента приобретает для него большую привлекательность и стимулирует его активность в приобретении знаний именно по этой профессии.

По нашим данным (см. таблицы 14, 15 и приложение 2) в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией.

Эти мотивы для студентов старших курсов являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к своей учебной деятельности.

Мы полагаем, что помимо осознаваемых мотивов, выявляемых с помощью разных опросников, существуют мотивы менее осознаваемые, но сопровождающиеся эмоциональными переживаниями. Это мотивы творческой самореализации и коммуникативные мотивы. Поэтому нами предпринята попытка исследования системы осознаваемых и менее осознаваемых мотивов учебной деятельности современных студентов. Для этого нами разработан опросник изучения мотивации учебной деятельности студентов, охватывающий мотивы, связанные с выбором профессии, а также коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации (см. глава 3, стр.181). Всего было выделено 7 мотивов, составивших 7 шкал опросника. Это следующие мотивы: коммуникативные, избегания неудачи, престижа, профессиональные,

творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные.

Результаты тестирования студентов гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета представлены в таблице 16. Выборка составила 63 человека. Как видно из таблицы 16, коммуникативные мотивы («Хочу быть примером для сокурсников, быть уважаемым человеком учебного коллектива», «Учусь, чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми») занимают первое ранговое место среди всех остальных мотивов. Второе место занимают профессиональные мотивы, третье место – учебно-познавательные, затем четвертое и пятое место -социальные и престижные мотивы, и только шестое место занимают мотивы творческой самореализации. Мотивы избегания неудачи занимают последнее седьмое место.

< Назад | Дальше >