Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Из таблицы 7 следует, что у школьников 1-х – 3-х классов самое большое число указаний приходится на мотив самосовершенствования (“хочу быть культурным и развитым”), мотив долга перед учителем (“стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя”). Второе место занимают узколичностные мотивы: мотив

благополучия (“хочу получать хорошие отметки”) и престижные мотивы (“хочу быть лучшим учеником в классе”, “хочу, чтобы мои ответы на уроке были всегда лучше всех”). И только на третьем месте - учебно-познавательная мотивация (“люблю узнавать новое на уроке”), а на четвертом месте - мотив избегания неудачи (“не хочу получать плохие отметки”).

Мотивационная структура учащихся 5-11-х классов представлена в таблице 8, из которой видно, что к 5-му классу узколичностные мотивы благополучия (“хочу получать хорошие отметки”) и престижа (“хочу быть лучшим учеником в классе”) занимают II место. Пятиклассники реже указывают на стремление быстро и точно выполнять требования учителя. В то же время более значимыми в 5-х - 7-х классах становятся мотивы ответственности перед классом, их волнует мнение товарищей (“хочу занять достойное место среди

товарищей”, “хочу, чтобы товарищи были хорошего мнения обо мне”).

Широкие социальные мотивы (долга и ответственности, самосовершенствования и

самоопределения) постепенно перемещаются с первого рангового места на второе (в 6-х - 9-х классах) и третье (в 10-х - 11-х классах). В целом от 5-го к 11-му классу число указаний на мотивы долга и ответственности снижается и повышается число указаний на мотивы самоопределения и самосовершенствования. Начиная с 6-го класса и до 11 класса узколичностные мотивы (благополучия и престижа) занимают первое место.

Произошли изменения и в учебно-познавательной мотивации. Значительно увеличилось число указаний на мотив, связанный с содержанием учения (“люблю узнавать новое”). В 10-м и 11-м классах учебно-познавательные мотивы - с 3-го места переместились на 2-е место.

Мы видим, что в мотивационной структуре учащихся 10-11-х классов происходят значительные изменения. Как видно из таблицы 8, учебно-познавательные мотивы выходят на второе место (30,1% и 32,2%), увеличивается число указаний на широкие социальные мотивы за счет мотивов самосовершенствования и самоопределения (31,0 % в 11-м классе), мотивы избегания неудачи по-прежнему занимают 4-е место, но число указаний на эти мотивы значительно снижается (1,7 % в 11-м классе).

Таблица 8 Место основных групп мотивов в структуре мотивационной сферы школьников 5-11 классов

Мотивы

Широкие социальные

Учебно-познава-тельные

Узколич-ностные

Избегания неудачи

Количество указаний (%) и ранговое место

< Назад | Дальше >