Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

0,58

80 % 100 %

0,48 0

Исследование мнемических способностей

В настоящее время методы изучения мнемических способностей основаны на современных представлениях об уровнях и видах памяти (произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной, механической и смысловой, словесно-логической и образной,

кратковременной и долговременной и т.д.).

Для исследования способности запоминать словесно-логическую информацию нами использовался девятый субтест теста Амтхауэра, который включает в себя задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Испытуемым предлагается запомнить ряд слов, которые объединены в таблице по определенным категориям. Время заучивания - 3 минуты. Затем тетради с заданиями собираются, а испытуемым выдаются листы с вопросами такого типа: «С буквы “Б” начиналось слово, означающее: или а) растение, или б) инструмент, или в) птицу, или г) произведение искусства, или д) животное. Подчеркните правильный ответ».

Для исследования объема кратковременной памяти нами использовалась методика Джекобсона,

предназначенная для диагностики мнемической способности человека запоминать цифровую информацию [159]. Исследование состояло из 4-х серий испытаний. Испытуемому зачитывали один из семи наборов цифровых рядов (в каждом ряду до 9 цифр). Коэффициент объема памяти вычисляли по формуле:

Пк = А + С/n, где Пк - объем кратковременной памяти;

А - наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем А;

N - число серий опыта (в данном случае оно равно 4).

Исследование долговременной памяти заключалось в измерении таких показателей, как объем и количество повторений при запечатлении и количество правильно воспроизведенных элементов. При исследовании продуктивности оперативной памяти оценивалось количество простых вычислительных операций, которые испытуемые выполняли, сохраняя в памяти исходные ряды чисел.

Исследование опосредствованного запоминания состояло из двух опытов. В первом опыте определяли объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей. В этом опыте использовался классический метод удержания членов ряда. Во втором опыте определяли объем памяти при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей. В опыте использовался метод удержания пар слов. По-другому, это есть исследование механической и логической (смысловой) памяти. Процедура исследования описана Л.Ф. Алексеевой (1995).

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образный тип подразделяют на зрительную, слуховую и

двигательную память. Исследования мнемических

способностей человека могут выполняться на разнообразном материале (на словах, картинках, цифрах, числах, фразах, текстах, событиях повседневной жизни и т.д.).

При исследовании продуктивности оперативной памяти оценивалось количество простых вычислительных операций, которые испытуемые выполняли, сохраняя в памяти исходные ряды чисел.

Методика изучения сенсорно-перцептивных процессов (методика информационного поиска)

< Назад | Дальше >