Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

3. невербальный интеллект (показатель развития действенного мышления).

Каждый из этих показателей вычисляется по специальным таблицам. Значение 100 соответствует среднему возрастному уровню. Значения в диапазоне 85-115 рассматриваются как соответствующие норме, 70-85 -пограничные, ниже 70 - свидетельствующие о снижении интеллекта. Значения в диапазоне 115-130 - показатель высокого уровня умственного развития, выше 130 -одаренности. Эти границы в значительной мере условны и могут рассматриваться лишь как ориентировочные.

Соотношение трех показателей (общего, вербального и невербального) интеллекта позволяет охарактеризовать разные аспекты умственного развития. Более детальную характеристику дает анализ данных по каждому из 12 субъектов. Тест Д. Векслера хорошо дифференцирует такие нарушения, как умственная отсталость, задержка психического развития, педагогическая запущенность. Этот тест полезен также для определения конкретного направления коррекционных занятий с ребенком.

Тест Векслера показал, что у здоровых детей роль вербальных компонентов интеллектуальной деятельности с возрастом несколько уменьшается, а роль невербальных

увеличивается, особенно при переходе к 8-11 годам. Причем, у 7-летних детей невербальный интеллект по сравнению с вербальным имеет менее жесткую структуру, содержащую более автономные характеристики, развитие и функционирование которых в меньшей степени зависят от других показателей.

С 8 до 14 лет уровень связей между компонентами в вербальном интеллекте уменьшается, а в невербальном -незначительно увеличивается. А.Ю. Панасюк (1976) считает, что отсутствие жесткой структуры, обеспечивающее большое число степеней свободы, является условием развития интеллекта.

Тест Р. Амтхауэра является одним из известнейших групповых интеллектуальных тестов, который был разработан в 1953 году. Рудольф Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы, способности. Он понимает интеллект как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных сферах деятельности. С помощь теста Амтхауэра проводится диагностика следующих компонентов интеллекта: верабального, счетно-математического, пространственного и мнемического. Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Субтесты измеряют различные функции интеллекта.

Общее время обследования по тесту Амтхауэра - 90 минут. Время выполнения каждого субтеста - от 6 до10 мин. Амтхауэр предполагал, что можно судить о структуре интеллекта по успешности выполнения каждого субтеста. Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых

4-х превышает суммарную оценку следующих пяти, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические. Тест Амтхауэра отличается хорошими показателями надежности и валидности [36]. Коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) составляет 0,83 – 0,91; валидность, определяемая по связи с успеваемостью – 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития – 0,62.

«Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена. Методика позволяет оценить способность ребенка к выявлению скрытых закономерностей, уровень развития мышления по аналогии, сформированность логических операций классификации и сериации. Наличие нескольких серий дает возможность оценить возможности ребенка в организации и систематизации материала на различных уровнях: перцептивном (зрительном), конкретном интеллектуальном (образно - интуитивном), абстрактном интеллектуальном (логическом).

Большим достоинством методики является наличие объективного количественного показателя, который может быть однозначно соотнесен с возрастными нормами. Тест Равена хорошо стандартизирован на разных возрастных группах, в отличие от большинства его последующих модификаций (например, матриц Айзенка). Прогрессивные матрицы Дж. К. Равена относятся к тестам, «свободным от влияния культур». Результаты теста Равена коррелируют с результатами тестов Векслера и Стенфорд—Бине.

«Краткий отборочный тест» (КОТ), адаптация теста Вандерлика. Тест состоит из 50 заданий на решение арифметических задач, установление аналогий, определение уровня пространственного мышления и т.д. (Бузин В.Н., 1992).

Методика "Тестовая карта выбора познавательной деятельности" была предложена А.С. Ростовым (1992), она

позволяет проводить экспресс-диагностику не только типа познавательной деятельности и уровня креативности испытуемого, но и особенностей его мотивационной сферы в ситуации выбора.

В свободе выбора проявляются особенности смысловых установок личности, которые опосредствуют мотивационную сферу личности и приводят к изменению структуры познавательной деятельности.

Тесты креативности Торренса (E.P.Torrance) применяются в США для диагностики одаренности детей. Полный вариант методики С.П. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая - невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья - для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами -вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Примененный нами вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого

осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 10 картинок.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 4 показателя креативности, как:

< Назад | Дальше >