Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

проявлению интеллекта, противопо-ложны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность. Таким образом, наблюдаемые в экспериментах различия в корреляциях между интеллектом и креативностью объясняются тем, какие методики применяются для диагностики этих свойств, а точнее, в каких точках условного континиума "регламентация-свобода" методики помещаются и каково расстояние между ними.

По мнению многих исследователей, именно мотивация определяет способность личности к самореализации в творческом труде. Согласно В.Г.Леонтьеву (2002), проявление творческой активности индивида

непосредственно связано с повышением уровня его мотивации, так как активность и мотивация как психические явления тесно взаимосвязаны.

Одним из важных составляющих проблемы самоактуализации личности является принцип субъектности, согласно которому человек рассматривается как единое целое со всеми своими индивидуальными особенностями и проявлениями, при этом сам организует и изменяет свою активность, а также влияет на внешние обстоятельства (Алексеева Л.Ф., 2000).

Основу эффективной профессиональной деятельности составляет возможность реализовать себя в творческом труде. К сожалению, часто мотивами трудовой деятельности людей является не стремление к самоактуализации через творческий труд, а стремление удовлетворить свои биогенные и социогенные потребности более низкого порядка. Поэтому очень важно выявить

психологические условия самоактуализации личности, то, насколько взаимосвязаны стремление к творческому труду, к проявлению творческой инициативы с личностными качествами человека.

Мы провели исследование ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и избегания неудачи, личностной тревожности, типа познавательной деятельности и творческого потенциала студентов гуманитарного факультета Восточно-Сибирского

государственного технологического университета и учащихся 11-го класса. По нашим данным (2000, С.117), в мотивационной структуре студентов и старшеклассников ведущее место занимают мотивы, связанные с

самоопределением и самосовершенствованием. Для студентов эти мотивы являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, сопровождающейся эмоциональным отношением студентов к своей учебной деятельности.

Любая, в том числе учебная деятельность,

побуждается целым рядом мотивов. На пути

профессионализации будущего специалиста происходят существенные изменения в его мотивационной сфере, при этом важным этапом для него является момент "принятия" профессии и приобретения личностного смысла в своей будущей профессиональной деятельности. Тогда учебная деятельность студента приобретает для него большую привлекательность, сопровождается положительными эмоциями и стимулирует его активность в приобретении профессиональных знаний.

Мы считаем, что, если человек в своей профессии видит личностный смысл, который отвечает его высшим социальным потребностям, его сформировавшимся ценностным ориентациям, то это является одним из

важнейших условий его творческого отношения к работе, а, значит, и психологическим условием самоактуализации.

Изучение ценностных ориентаций студентов и школьников проводилось нами с помощью метода репертуарных решеток, теоретической базой которого является теория конструктов Дж. Келли. Конструкты всегда имеют индивидуально-личностный смысл и используются для выявления и диагностики системы ценностных ориентаций человека, его установок и отношений к различным вещам и явлениям окружающего мира.

Изучение типа познавательной деятельности и творческого потенциала проводилось с помощью методики А.С. Ростова "Тестовая карта выбора типа познавательной деятельности" (1989). С помощью батареи методик была проведена диагностика мотивационной сферы испытуемых, направленная на выявление как осознаваемых, так и неосознаваемых мотивов. Это психографический

проективный тест В.Г.Леонтьева (1992), а также разного рода опросники и анкеты.

К сожалению, уровень творческой инициативы у большинства студентов и школьников не отвечает возросшим требованиям к профессиональным навыкам и умениям будущих специалистов. Основными факторами, препятствующими проявлению творческой инициативы, явились мотивация избегания неудачи, личностная тревожность и направленность на себя.

Нам интересно было узнать, какое место в структуре мотивации учебной деятельности студентов занимает мотив, побуждаемый социальными потребностями высшего порядка, и который мы связываем с внутренними смыслообразующими установками человека. В результате экспериментального исследования мы пришли к выводу, что существует тесная корреляционная связь между мотивацией достижения, связанной с реализацией высших

потребностей, и творческой активностью субъектов деятельности. Главными детерминантами этой творческой активности выступают мотивация, ценности, определенные личностные черты и, в первую очередь, «поленезависимость». Проблема мотивации и мотивов в силу ряда причин является остродискуссионной и, к сожалению, трудно изучаемой экспериментально, но, по мнению многих исследователей, именно мотивация достижения успеха определяет способность личности к самореализации в творческом труде.

< Назад | Дальше >