Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Респонденты с выраженной коммуникативной мотивацией предпочитают обычному общению работу в Интернете. Их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством Интернета, поиском общения с интересными людьми. Другую группу составляют респонденты, мотивация которых связана с различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижения статуса и авторитета, компетентная помощь, социальное самовыражение). Этих респондентов характеризует более деловой подход к Интернету, они осознают его ограничения как формы общения.

Работа в Интернете, по сути, является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей. Причем средством универсальным, так как с его помощью возможно самоутверждение в различных сферах - личностной, познавательной, социальной, профессиональной. Таким образом, мы являемся свидетелями того, как технические электронные средства позволили человеку беспредельно расширить сферу своего общения. Электронная коммуникация становится массовым явлением, но

обезличенное общение в Интернете таит в себе и некоторые негативные последствия.

Таким образом, коммуникация является одной из основных форм активности человека, а коммуникативная мотивация возникает на основе глубинных человеческих потребностей в общении и не может не оказывать влияние на деятельность и поведение человека. Коммуникативные мотивы, являясь составной частью деятельностной мотивации, входят в структуру мотивации человека и способствуют достижению успеха в разных видах деятельности и, тем самым, развитию способностей к этим деятельностям.

Поэтому на развитие общих умственных способностей в учебной деятельности оказывает свое влияние и коммуникативная мотивация, которую можно целенаправленно строить. Причем, на основе знаний о межличностных и межгрупповых взаимодействиях в практической психологии активно развиваются такие отрасли, как психологическое консультирование, различные виды групповой психотерапии, непосредственно направленные на работу с коммуникативной сферой человека и способствующие развитию его личности.

2.4. ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

По мнению многих психологов, изучающих творческие способности, в человеке изначально заложено стремление к творческой активности, преобразовательской деятельности. Стремление к удовлетворению потребности в творчестве является тем необходимым условием для формирования мотивов к творческой деятельности, внутри которой развиваются творческие способности человека. Поэтому

рассмотрим, каким образом мотивы к творческой деятельности, или творческая мотивация, влияют на развитие общих умственных способностей.

Д.Л.Узнадзе (1966) писал, что витальные и познавательные потребности, а также потребность в социальном контакте относятся к классу

субстанциональных потребностей. В отличие от них существует так называемая потребность в функционировании. Д.Л. Узнадзе показал, что в период созревания психических функций возникает потребность приведения в действие тех сил, которые в соответствующей ситуации вызывают такую форму активности, как творческое поведение.

Идеи самоактуализации личности подробно рассматриваются в гуманистической психологии К. Роджерса (1993), А. Маслоу (1954), индивидуальной психологии А.Адлера (1997), в исследованиях ученых других психологических школ, а также в акмеологии, интенсивно разрабатываемой в последнее время отечественными психологами. Согласно А. Адлеру, люди обладают творческой силой, которая дает им возможность распоряжаться собственной жизнью, поэтому

определяющей чертой человека является свободная, осознанная активность. И эта творческая сила воздействует на каждую грань человеческого опыта: восприятие, мышление, память, мечты, воображение и т.д.

А. Маслоу (1954) утверждал, что удовлетворение высших потребностей, потребностей 5-го уровня (его иерархической модели потребностей человека), ведет к реализации изначальной человеческой мотивационной силы – потребности в творчестве и самоактуализации. Причем, как считает А. Маслоу, только при реализации потребностей в творчестве и самоактуализации человек получает истинное удовлетворение.

Несмотря на многочисленные исследования условий развития творческих способностей человека, эта проблема остается одной из актуальных проблем психологии. Творческие (дивергентные) способности отличаются от учебно-познавательных (конвергентных способностей) тем, что в них проявляются в большей степени личностные свойства человека. Об этом пишет Д.Б. Богоявленская: "Процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей, или оно само есть цель, определяется и судьба процесса" (1995, С.54). Во втором случае наблюдается феномен самодвижения деятельности, саморазвития процесса, которое необъяснимо только свойствами интеллекта. "Это свойство целостной личности, отражающее взаимодействие, прежде всего познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон невозможна" (1995, С.55).

Поэтому, изучая творческие способности, мы с необходимостью приходим к рассмотрению соотношения креативности с мотивацией, эмоциями и другими личностными психологическими свойствами. Д.Б. Богоявленская пишет, что наиболее глубокий эффект развития человека в обучении заключается не только в том, что его вооружают различными средствами

познавательной деятельности, но и в том, что он становится способным к саморазвитию, к самостоятельному вооружению всеми этими средствами.

На то, какие потребности в учебной деятельности будут удовлетворяться, большое влияние оказывает способ организации самого учебного процесса. Например, такая организация интеллектуальной деятельности, как проблемное обучение, ставит учащихся перед необходимостью разрешать новые, творческие задачи, тем

самым, актуализируя познавательные потребности, а точнее, потребности к творчеству. Условия, когда сдерживаются инициатива и творческая активность человека, ведут к угасанию стремления к творчеству.

Дивергентные способности (или креативность) - это "способность порождать множество разнообразных и оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности", - пишет М.А. Холодная (2002, С.141). При изучении способности к творчеству особое значение имеет изучение отношения "интеллект- мышление". Под интеллектом понимается способность решать

формализованные новые задачи в уме без внешних проб и ошибок, а мышление рассматривается как процесс открытия нового в ходе решения задач (Рубинштейн С.Л., 1960, 1976; Брушлинский А.В., 1979; Пономарев Я.А., 1975).

< Назад | Дальше >