Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

характеризующие элементарные процессы переработки информации, а также операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности. Здесь рассматривается интеллект как динамическая система переработки информации. Это сформированность мыслительных операций (анализа, синтеза и обобщения) в процессе решения задач и умственных действий (перцептивных, мнемических и мыслительных) в связи с достижением определенных познавательных целей.

М.А. Холодная пишет: "Конвергентные

интеллектуальные способности - в виде уровневых, комбинаторных и процессуальных свойств интеллекта -характеризуют один из аспектов интеллектуальной активности, направленный на поиск единственно правильного (нормативного) результата в соответствии с заданными условиями и требованиями деятельности" (2002, С.141).

Таким образом, мы приходим к выводу, что на формирование общих умственных способностей в большей степени влияют “внутренняя” специфически познавательная мотивация достижения и

психодинамические показатели мотивации.

Формирование человеческих способностей - это всегда активный со стороны субъекта процесс. Мотивация оказывается фактором, регулирующим интенсивность осознанного и неосознанного анализа ситуации при поиске решения: в ситуации с высокозначимой мотивацией происходит более интенсивный анализ, чем в ситуации с менее значимой мотивацией.

Полученные нами экспериментальные результаты (2000, С.146) позволили сделать вывод, что существует тесная связь между мотивационными показателями и показателями личностных, в том числе, интеллектуальных характеристик. Известно, что сам по себе интеллектуальный уровень конкретного индивида не гарантирует ему реальных успехов в жизни, так как достижения во многом зависят от наличной мотивации к этим достижениям. Результат может быть высоким, когда доминирует мотивация достижения успеха, и низким, если преобладает мотивация избегания неудачи.

А.В. Брушлинский и М.И. Воловикова (1983) считают, что любая интеллектуальная операция не содержит в себе изначально всех условий своего формирования и применения, только в ходе интеллектуального (протекающего в данное время) мыслительного процесса человек раскрывает условия образования соответствующих умственных действий и операций. Это означает также, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления формируется в этом процессе, а не привносится извне в законченном виде.

Исходя из того, что движущими силами развития являются противоречия, а разрешение противоречий происходит в определенных условиях мыслительной деятельности, то мышление не может развиваться спонтанно, независимо от внешних условий и формы обучения. Известно, что мотивы возможного применения знаний в будущем не достаточно сильны, чтобы постоянно поддерживать познавательный интерес и преодолевать трудности обучения. Когда школьники приступают к занятиям в школе, у них практически всегда наблюдается интерес к предмету. Но уже на втором году обучения интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности каждодневного поддержания и формирования познавательного интереса. Поэтому

формирование познавательной мотивации во многом зависит от системы обучения и воспитания школьников.

Таким образом, изучение личностных аспектов учебно-познавательной деятельности и развитие общих умственных способностей является одной из актуальных проблем современной психологии и таких ее отраслей, как возрастная, педагогическая, дифференциальная психология и т.д.

2.3. КОММУНИКАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Личностный подход к анализу умственной деятельности предполагает изучение ее в общей системе жизнедеятельности личности, в том числе и в системе социальных отношений. «Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов» (Эльконин Д.Б., 1973).

В теории Альфреда Адлера человек рассматривается как составная часть общества. А.Адлер был убежден, что постичь суть человеческой природы можно только через понимание его социальных отношений, так как человеку изначально присуща потребность в общении. Адлер утверждал, что человек с раннего детства испытывает бессилие перед более сильным взрослым, на основе которого формируется чувство неполноценности. Затем человек в течение всей своей жизни борется за достижение превосходства над другими. Причины комплекса неполноценности он видел в неполноценности органов, чрезмерной опеке или отвержении со стороны родителей.

«Продуктивность трудовой, познавательной,

мыслительной деятельности, жизнеспособность человека в

значительной мере зависят от его способности к общению, от коммуникативной компетентности» - пишет Л.Ф. Алексеева и далее: «Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от общения с другими людьми, т.е. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека» (2003, С.5).

В психоаналитических теориях выдвигается тезис о том, что основной потребностью человека является жажда установления отношений с другими людьми. Представители этой школы (Д.В. Винникот, А.Балинт, М. Малер, М. Кляйн) считали, что на разных этапах возрастного развития существуют разные способы установлении

взаимоотношений с людьми (начиная с матери). С их точки зрения, младенец не ищет удовлетворения в оральном смысле, а находит удовлетворение в установлении отношений с матерью, связанных первоначально с кормлением. Другими словами, ребенок не столько сфокусирован на получении материнского молока, сколько на восприятии заботы о себе со стороны матери.

Развитие ребенка, по мнению аналитиков, зависит от того, каковы были главные объекты в мире ребенка, как он их переживал, и как их образы продолжают существовать в бессознательном прошлом взрослого. Анализируя опыты с шимпанзе, которые в отсутствие матери-шимпанзе привязывались к куклам, Боулби высказывал мысль, что привязанность является первоначальным устремлением у человека. Положения теории объектных отношений нашли свое подтверждение в работах Эриха Фромма, 1990, 1994; Карен Хорни, 1993, 1995 и других представителей школы неофрейдизма.

< Назад | Дальше >