Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

профессиональные.

В психологических теориях учения, разработанных для школьного образования и делающих основной акцент на познавательных мотивах, проблемы развития

профессиональных мотивов не находят специального отражения. Что касается профессионального образования, то многими авторами по-разному оценивается влияние познавательных и профессиональных мотивов студента на эффективность учения, их выраженности и статуса в иерархии мотивов: зачастую они рассматриваются либо как взаимоисключающие, либо как равнозначные, либо профессиональные мотивы заменяются познавательными.

Факторы и условия развития познавательных и профессиональных мотивов отражают различные аспекты обучения и личностные характеристики субъектов образовательного процесса: от специфики целей, содержания, условий обучения, используемых

педагогических технологий, индивидуальных

психологических характеристик обучающихся до специальных приемов.

По нашим данным (2000), в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и самосовершенствованием. Эти мотивы для студентов 5-го курса являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, сопровождающейся эмоциональным отношением студентов к своей учебной деятельности. Это основная психологическая закономерность, которая должна учитываться при организации учебной деятельности в вузе.

На пути профессионализации будущего специалиста происходят существенные изменения в его мотивационной сфере, при этом важным этапом является момент принятия профессии и приобретения личностного "высшего" смысла будущей профессиональной деятельности. Тогда учебная деятельность студента приобретает для него большую привлекательность и стимулирует его активность в приобретении знаний именно по этой профессии. Следовательно, переход от учебно-познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста во многом выступает проблемой трансформации познавательных мотивов в

профессиональные мотивы.

Наиболее глубокий эффект развития человека в обучении заключается не только в том, что его вооружают различными средствами познавательной деятельности, но и в том, что он становится способным к саморазвитию, к самостоятельному вооружению всеми этими средствами. Таким образом, одним из важнейших психологических условий становления будущего профессионала является мотивация, связанная с реализацией социальных

потребностей высшего порядка, которые становятся смыслообразующими и побуждающими человека к творческой активности.

Что касается трудовой деятельности, то на разных этапах профессионализации также становятся ведущими различные мотивы. То есть, по В.Д. Шадрикову, происходит «дрейф» мотивов (1996). Например, профессиональные неудачи и малосодержательная работа приводят к формированию отрицательной мотивации.

Проблемы развития профессиональных (в том числе, коммуникативных и творческих) мотивов не нашли специального отражения в психологических теориях учения, делающих основной акцент на учебно-познавательные мотивы. Простое перечисление мотивационных факторов учебной деятельности не раскрывает целостную структуру мотивации учения. Поэтому требуется не столько классификация «мотивов», сколько соотнесение их с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, учитывающее возраст и пол учащихся, ситуацию в семье, социальное происхождение и другие моменты.

От качественной характеристики мотивации (содержания мотивации) зависит продуктивность и тип познавательной деятельности, уровень реализации интеллектуальных возможностей человека в решении стоящих перед ним задач. В целом, мы можем констатировать, что мотивы умственной деятельности формируются на основе базовых потребностей человека в познании, общении, творческой самореализации, которые удовлетворяются в учебно-познавательной,

коммуникативной и творческой деятельности.

Поэтому при осуществлении умственной (учебно-познавательной, коммуникативной и творческой) деятельности формируются и соответствующие мотивы. Процесс формирования этих мотивов, согласно логике Е.П.

Ильина (2000), назовем, соответственно, учебно-познавательной, коммуникативной и творческой мотивацией.

Коммуникативные, познавательные и творческие мотивы входят в структуру деятельности на каждом возрастном этапе развития психики ребенка. Считая, что ведущий тип деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и влияет на психологические особенности личности ребенка на определенной стадии его развития, В.В. Давыдов (1986) выделил следующие основные типы ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, общение в системе общественно полезной деятельности, учебно-профессиональная

деятельность.

Как видим, коммуникативная, познавательная и творческая деятельность являются базовыми

< Назад | Дальше >