Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Смысловые установки личности, по А.Г. Асмолову (1979), детерминируя мотивационную сферу, определяют тип познавательной деятельности. Продуктивный тип познавательной деятельности возникает в тех случаях, когда смысловые установки на творчество актуализируют познавательные потребности в мотивационной сфере личности. Репродуктивный тип деятельности наблюдается в случаях, когда смысловые установки субъекта актуализируют потребности и мотивы группы "мотивации достижения".

Шкала врожденности и приобретенности.

По мнению большинства психологов, мотивы не имеются в готовом виде уже при рождении, то есть, не могут быть врожденными, они, как пишет Е.П. Ильин (2000), всегда формируются в индивидуальной жизни человека и в качественном отношении зависят от многих факторов: сформировавшейся системы ценностей, установок, направленности, способностей, характера и т.д.

Шкала качественной характеристики мотивов.

В качественном отношении В.Д.Шадриков (1996) выделил три категории потребностей: материальные, духовные (познавательные и эстетические) и социальные. Существуют также синтетические потребности, которые включают в себя одновременно элементы духовных, социальных и материальных потребностей, например, потребность в труде.

Также в психологии принято выделять мотивацию достижения, которая содержит в себе две противоположные тенденции: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Об этом пишет Х.Хекхаузен: «Идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи. Соответственно, в мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения («надежда на успех») и избегания («боязнь неудачи») (2001, С. 23.). Далее Х.Хекхаузен пишет: «Мне кажется более удачным определение установок на задачу как специфических стилей деятельности, характерных для ориентации на успех или неудачу вне зависимости от акцента восприятия ситуации. Такая установка на задачу, как ориентация на успех, располагает к высокоскоростному, сосредоточенному процессу решения задачи, в то время как настрой на ожидание неудачи ведет к напряжению, блокировке, привнесению ограничений и помехам при выполнении задания. В зависимости от типа выполняемого задания это может улучшить или ухудшить конечный резу

льтат» (2001, С. 61.).

С этими выводами согласуются основные положения теории реверсивности М. Дж. Аптера (1979). По мнению автора данной теории, у одного и того же человека в зависимости от особенностей деятельности и других обстоятельств действуют две альтернативные системы: либо избегания, либо поиска активации. В условиях действия "системы избегания" повышение активности связано с

ростом напряженности, тревоги, а ее снижение – с релаксацией, приятным гедоническим тоном.

Напротив, в условиях, включающих систему поиска активации, нарастание активности приводит к положительному эмоциональному возбуждению. Причем, обе системы действуют у каждого человека, но наблюдаются определенные "пристрастия" к активации одной из них. В исследованиях М. Дж. Аптера (1979, 1987) система избегания связана с ориентацией на результат (целевое состояние), а система поиска активности – с ориентацией на процесс деятельности (метацелевое состояние). М. Дж. Аптер и Смит (1979) указывают, что преобладание "системы избегания" с повышением активности приводит к нарастанию напряженности, тревоги.

Х.Хекхаузен пишет: «Из исследования уровня притязаний (Ф.Хоппе, 1930) мы знаем, что успех и неудача расцениваются как таковые только в области задач средней сложности; достижение чего-то, что является слишком простым, не рассматривается как успех, а неудача в достижении слишком сложного не переживается как неудача. Если достижение цели становится со временем все проще, то стимул к достижению постепенно уменьшается, пока совсем не исчезнет, хотя внешние условия среды остаются неизменными. То же самое происходит, если что-либо остается недостижимым» (2001, С. 22.).

В работе Ф.И. Иващенко (1981) представлены результаты исследования потребности старших

школьников в признании их достижений в производственном обучении. Автор считает, что потребность школьника в признании проявляется в ожидании им одобрения, и при отсутствии

целенаправленной педагогической работы у учащихся, чья потребность в признании слабо или совсем не удовлетворяется, эта потребность начинает угасать (что

зафиксировано в проведенных экспериментах), или у них стихийно формируются различные защитные механизмы. Например, завышение ожиданий на признание или отождествление своих достижений с достижениями других. Известно, что испытуемые с низкой самооценкой чаще других склонны искажать образ другого человека, его статус, его достижения. Приравнивание своих достижений к достижениям других следует заменить другими, более действенными механизмами или развивать у учащихся подлинное стремление сравняться с теми, кто впереди. Ф.И. Иващенко делает вывод, что необходимы специальные педагогические усилия по развитию у школьников потребности в признании их достижений, а также по развитию у соучеников внимания к успехам других.

Продуктивность деятельности вообще, в том числе умственной деятельности, зависит от отношения человека к этой деятельности. Именно в этом отношении заложены основные мотивы любой человеческой деятельности. Таким образом, мотивация направляет и регулирует деятельность, связывает результаты действий с потребностями личности. Так, например, О.Н. Арестова (1997) пишет, что различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Среди базовых потребностей, присущих любому человеку, выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу составляют материальные, или утилитарные, потребности.

Мотивы находятся в иерархических отношениях между собой. Одни из них являются основными, ведущими, другие - подчиненными, второстепенными. Характер этой иерархической системы также индивидуален и определяет человека как личность. Например, авторы (О.Н.Арестова, Л.Н.Бабанин, А.Е Bойскунский, 2004), изучая мотивы

деятельности пользователей интернета, в результате психологической интерпретации эмпирических данных показали, что в основе этой деятельности лежат следующие виды мотивации: деловая мотивация, познавательная мотивация, мотивация сотрудничества, мотивация самореализации, pекреационная и игровая мотивация, аффилиативная мотивация, мотивация самоутверждения.

Нельзя забывать также о том, что в иерархическом ряду мотивы в течение жизни человека могут меняться местами. Второстепенные мотивы могут стать

определяющими при смене жизненной ситуации, смене ведущего типа деятельности. Например, если в учебной деятельности основными являются познавательные мотивы, то в трудовой (практической) деятельности – профессиональные. Следовательно, переход от учебно-познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста во многом выступает проблемой трансформации познавательных мотивов в

< Назад | Дальше >