Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Свой взгляд на соотношение внешней и внутренней мотивации Е.П. Ильин объясняет следующим образом: «Вопреки распространенному в психологии и биологии мнению о том, что мотивацией является любая детерминация и любое побуждение, я считаю, что это не так. Говоря о мотивации как особом виде детерминации поведения, следует сразу отсечь побуждения, связанные с безусловно - и условно - рефлекторным реагированием на внешние стимулы (раздражители). Тогда нетрудно заметить, что вопрос о причине активности человека оказывается тесно связанным с волей: участвует она в инициации активности или нет, противоречит активность воле (желанию) субъекта или не противоречит». И далее: «Отсюда следует и другое положение: не всякая причинная обусловленность поведения может считаться мотивом, а только та, которая связана с внутренними побуждениями человека» (Ильин Е.П.,2000, С.17).

Деятельность по решению задач всегда полимотивирована. Если человек начинает решать задачу и сталкивается с трудностями, то у него возникает потребность разобраться в том, что мешает ему решить эту

задачу. Значит, по ходу решения задачи актуализируются другие мотивы и потребности. Мотивационная сфера человека содержит множество мотивов, отражающих самые разнообразные потребности.

О большом разнообразии мотивов, побуждающих человека к деятельности, пишет В.К.Вилюнас: «Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом, как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете, осуществляется людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией» (1984, С.27).

При исследовании мотивов, например, учебной деятельности, авторы перечисляют обычно большой круг мотивов и потребностей. Так, многие ученые (Рубинштейн С.Л.,1973; Матюхина М.В.,1984 и др.), выделяя два больших класса мотивов - внутренние и внешние, или познавательные и социальные, к социальным мотивам относят и узколичностные мотивы (престижа, благополучия, избегания неудачи), и объективные высшие ценности (долга, ответственности, самоопределения). В любом случае на процесс формирования мотивов влияют свойства личности. Причем, свойства личности оказывают влияние на индивидуальные особенности процесса формирования мотивов на всех его этапах.

В.Д. Шадриков (1996) предлагает классифицировать мотивы поведения и деятельности человека на основе следующих трех шкал:

1) осознанности – неосознанности;

2) врожденности – приобретенности;

3) качественной характеристики мотивов.

Шкала осознанности – неосознанности. Наиболее полно концепцию взаимодействия сознательного и бессознательного разработал Зигмунд Фрейд. Согласно

Фрейду, лежащее в основе творчества сильное влечение к познанию обязано своим господством впечатлениям детства и является замещением сексуального влечения. Основными мотивами поведения человека Фрейд называл стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к господству над окружающим миром, эдипов комплекс, стремление к смерти. Фрейд, по сути дела, показывал, что ограниченная деятельность ума, чрезмерное анализирование и творчество являются проявлениями «различной судьбы влечений к познанию».

Ученые прошлого добавили к перечню бессознательных мотивов, выделенных Фрейдом, другие мотивы, например: нарциссизм, стремление к власти и стремление подчинить себя другим, любовь и ненависть, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним (Эрих Фромм); коллективное бессознательное или общечеловеческие первообразы, отражающие опыт прежних поколений и зафиксированные подсознанием (Карл Густав Юнг); стремление к самоутверждению как компенсации возникшего в раннем детстве чувства неполноценности (Альфред Адлер).

Осознанность и произвольность действий предполагают участие сознания. Чем полнее осознание собственных побуждений и мотивов деятельности, чем точнее цели, которые предполагает достичь человек, тем сильнее будет мотивация. Исходя из определения мотивации, как психической системы «мотив-цель» (Леонтьев В.Г., 1992), мы должны признать наличие наряду с другими, в первую очередь, целеполагающей функции мотивации, которая также не обходится без участия сознания. Значит, когда мы говорим о мотивах человеческой деятельности, мы предполагаем, что они полностью осознаются человеком.

Например, Е.П.Ильин пишет: «Мотивация не сводится лишь к реагированию (безусловно - или условно -

рефлекторному), так как подразумевает участие сознания и преднамеренность, а не просто инстинктивную экстраполяцию…» (2000, С.16). И далее: «В основном поведение человека связано с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как человеком, - пишет Е.П.Ильин, -сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия» (2000, С.17).

Е.П. Ильин предлагает различать понимаемые и реально действующие мотивы. По его мнению, понимаемые мотивы не всегда становятся реально действующими. Например, побуждать школьника к учебе в большей степени могут желание получить высокую отметку или избежать наказания, которые являются реально действующими, чем познавательная потребность или широкие социальные мотивы, которые являются только понимаемыми.

По поводу произвольности и непроизвольности мотивации согласимся с Л.И. Божович, которая пишет: «Мотивы не могут действовать непроизвольно, так как мотивация представляет собой начало произвольного акта, поэтому нелогично говорить о произвольной и непроизвольной мотивации» (1972, С.10).

Близким к пониманию воли является широко распространенная в современной западной психологии концепция самодетерминации Э.Деси и Р. Райана (1995). В контексте рассматриваемого подхода, самодетерминация, или автономия, рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностностных процессов. Помимо понятия воли, с термином самодетерминации авторы (1995) связывают такие психологические функции человека как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя

мотивация рассматривается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания (там же). Авторы рассматривают развитие регуляции поведения в направлении: от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции.

В 1980-е годы в отечественной психологии исследования мотивации и воли проводились в парадигме смысловой регуляции деятельности (Братусь Б.С., 1981; Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К., 1980; Василюк Ф.Е., 1984 и др.). Большинство психологов определяют волю как произвольную форму мотивации. Если обратиться к генезису воли в детском возрасте, то о возникновении ее можно говорить только тогда, когда ребенок становится способным управлять своими мотивами и создавать новые личностные смыслы.

< Назад | Дальше >