Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

С.Л.Рубинштейн (1960) пишет, что недостаточно снабжать учащихся готовыми схемами действия, надо еще подумать о создании внутренних условий для их продуктивного использования, а также о возможности самим учащимся находить новые обобщения, новые приемы, новые способы действия - операции. Это, в отличие от прямого научения, другой путь, путь руководства самостоятельной мыслительной деятельностью учащихся, путь формирования их умственных способностей.

Касаясь проблемы формирования умственных действий в связи с процессом учения, Н.А.Менчинская (1960) пишет: «Никак нельзя согласиться с А.Н.Леонтьевым, который в 1957 году утверждал, что процесс превращения внешних действий во внутренние, умственные процессы составляет «центральную психологическую проблему обучения у человека». По мнению Н.А.Менчинской, отрицательным моментом методики формирования умственных действий П.Я.Гальперина и сотрудников является то, что эта методика ограничивает умственную активность учащихся. Позже П.Я.Гальперин (1985, 1998) писал, что основной задачей в процессе учения является вооружение учащихся не хорошо отработанными действиями, а вооружение общими методами анализа и синтеза изучаемого материала. Ученик с их помощью сам строит для любого нового задания полную ориентировочную основу действия и

самостоятельно ее усваивает. Этот тип учения наиболее продуктивен и с точки зрения его влияния на общее развитие учащегося.

О важности овладения учащимися методами анализа и синтеза, обобщенными приемами мыслительных операций писали Б.Г.Ананьев (1962, 1968), Д.Б.Богоявленская (1971, 1984, 1995), С.Л.Рубинштейн (1958, 1960, 1976), Н.А.Менчинская (1960), А.А.Люблинская (1960), А.М.Матюшкин (1982) и другие.

Рассмотрение мышления не как отдельной функции, а как деятельности с необходимостью приводит исследователей к анализу побуждающих его мотивов, личностного смысла и отношения субъекта к данной мыслительной деятельности. Ведущие отечественные психологи (Выготский Л.С., 1958; Леонтьев А.Н., 1965; Рубинштейн С.Л., 1966; Ломов Б.Ф., 1981) подчеркивали, что в мышлении выступают не только его операционно-процессуальные закономерности (анализа, синтеза, обобщения и т.д.), но и личностно-мотивационные. Операционная и личностно-мотивационная стороны мышления - это два аспекта одного и того же явления. Но соотношение продуктивности мыслительных способностей и личностно - мотивационного компонента мыслительной деятельности еще недостаточно изучено.

Способность к мыслительной деятельности выделяет человека из остального мира и предоставляет ему возможность активно преобразовывать его, исходя из собственных желаний, целей и потребностей. Но сама мысль, если абстрагироваться от ее содержания (о чем эта мысль), есть нечто, чему невозможно дать определение. О.К.Тихомиров (1984) приходит к выводу, что термином "мышление" в психологии обозначаются качественно разнородные процессы. Например, мыслительная деятельность включена в коммуникативный процесс, она составляет необходимый компонент воздействия на другого

человека, а также включена в процессы межличностного познания. Кроме того, мышление может принимать форму совместной деятельности, быть компонентом рефлексии личности и само становиться объектом этой рефлексии.

Мыслительные способности человека тесно взаимосвязаны с процессами памяти и восприятия, имеют многоуровневую структуру, поэтому изучение мыслительных способностей человека представляется возможным только в системе со всеми другими способностями человека, индивидуально психологическими и эмоционально-мотивационными компонентами его личности.

ГЛАВА 2. ВИДЫ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1. ТИПЫ И ВИДЫ МОТИВАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Деятельность человека есть проявление его произвольной активности и имеет социальную природу. Это целенаправленный процесс, детерминируемый осознаваемыми мотивами. Поскольку мы рассматриваем взаимосвязь мотивации и общих умственных способностей, то, говоря в дальнейшем о деятельности, мы будем говорить об умственной деятельности. К тому же любая из ведущих деятельностей (учебная, трудовая, а также игровая деятельность), не осуществляется без участия таких общих умственных способностей, как восприятие, мышление и память.

Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и так далее. Мотивация - это необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть различной. Для изучения влияния мотивации на развитие общих умственных способностей мы должны рассмотреть имеющиеся в современной психологии основные подходы к классификации мотивов умственной деятельности.

В психологической литературе принято выделять две группы мотивов познавательной (умственной)

деятельности: внутренние и внешние мотивы, или специфически познавательные и неспецифические (Брушлинский А.В. и Воловикова М.И., 1983).

Говоря о внешней (неспецифической) мотивации, имеют в виду, что познавательная задача решается ради достижения целей, не связанных с познанием объекта (мотивация престижа, благополучия, избегания неудачи и т.д.). Например, учащийся решает задачу ради того, чтобы получить похвалу. Но та же самая задача может решаться и на основе внутренних мотивов. Например, чтобы разобраться в данной задаче или найти оригинальные пути ее решения.

Но деление на внутренние и внешние мотивы умственной деятельности весьма условно. В структуре полимотивированной деятельности удельный вес или значимость отдельных мотивов могут быть различными, и познавательные мотивы, актуализируемые в ходе решения задач, могут занимать второстепенное место. Тогда можно говорить, что в этом случае деятельность мотивирована, прежде всего, внешне. То же самое можно сказать и о внутренней мотивации, она может быть доминирующей, но при этом в ходе мыслительной деятельности дополняться внешними мотивами.

О.К. Тихомиров (1984, С.29) по этому поводу писал, что по мере решения задачи исходная мотивация "обрастает" дополнительными мотивами, и деятельность все равно становится полимотивированной. Но при этом он добавляет, что из этого не следует, что традиционное деление на внешнюю и внутреннюю мотивацию лишено смысла.

Другую точку зрения по поводу разделения внутренней и внешней мотивации отстаивает Е.П. Ильин: «Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и

деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация – процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия на внутреннее побуждение» (2000, С. 63). Поэтому Е.П. Ильин считает, что не может быть внешних мотивов, мотивы всегда обусловлены внутренними потребностями, то есть являются внутренними, в отличие от стимулов,

вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, пишет он, то имеют в виду «либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов» (2000, С. 63).

< Назад | Дальше >