Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Для проведения различия между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением используют три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы и в значительной степени осознано. Интуитивное мышление характеризуется большой скоростью процесса, отсутствием четко выраженных этапов и является в значительной степени неосознанным.

Я.А.Пономарев (1967) представил соотношение логического и интуитивного мышления схематически в виде двух взаимопроникающих сфер, внешние грани которых представляют логическое и интуитивное мышление. Эти виды мышления являются пределами дискурсивного мышления, которое имеет пять этапов или структурных

уровней. Процессы интуитивного мышления не осознаются, и строго интуитивное мышление - это мышление животных. Процессы логического мышления осознаны, расчленены с продуктом мыслительной деятельности, способы решения задач выявлены и превращены в действие, и строго логическое мышление - это мышление машин. Дискурсивное же мышление представляет собой единство интуитивного и логического.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Иногда это мышление определяют как эгоцентрическое, характеризующееся невозможностью принять точку зрения другого человека.

Обучение языкам программирования с использованием элементов математической логики и теории алгоритмов привело некоторых исследователей к выдвижению тезиса о существовании специфического (алгоритмического) способа мышления.

Основанием для выделения продуктивного (творческого) мышления послужило отсутствие связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Эту способность стали изучать независимо от интеллекта, как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Дж.Гилфорд и его сотрудники выделили 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Это беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработкам гипотез, релевантность, фантастичность и др. Дж.Гилфорд объединил эти факторы под общим названием "дивергентное мышление" (Муканов М.М., 1975).

Методический подход Дж.Гилфорда (1977) состоит в том, что он выделил специфический фактор, соответствующий творческой способности и

обеспечивающий "боковое" (латеральное или дивергентное) мышление. Тем самым он пришел к выводу, что творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.

В исследованиях Д.Б.Богоявленской (1971, 1984, 1995) установлен тот факт, что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей, или оно само есть цель, определяется и судьба процесса. В первом случае процесс познания обрывается, как только решена задача. Во втором случае - напротив, продолжается дальше. Д.Б.Богоявленская пишет: «...Здесь мы наблюдаем феномен самодвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, в область «около», что и позволяет увидеть непредвиденное» (1995, С.55).

И это саморазвитие процесса не объяснимо только свойствами интеллекта или одним из его факторов. Это свойство целостной личности, взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве. Д.Б.Богоявленская (1995) считает, что креативность есть способность к осуществлению ситуативно

нестимулированной деятельности, то есть, способность к познавательной самодеятельности, и творческое мышление не противопоставляется логическому, а есть его же развитие.

Различают также произвольное (целенаправленное решение мыслительных задач) и непроизвольное мышление (например, непроизвольные трансформации образов сновидения).

В структуру общих способностей включают и такое понятие, как когнитивный стиль, которое отличается по своему смыслу от понятия мыслительная способность. По мнению Э.А.Голубевой (1989, 1993), когнитивньй стиль

является одним из инструментальных компонентов развития способностей, тогда как познавательная потребность является мотивационным компонентом развития способностей. Когнитивный стиль отражает индивидуальные различия в процессе переработки информации.

М.А.Холодная (1996) предлагает трактовку когнитивных стилей как особого рода интеллектуальных способностей, отвечающих за управление процессом переработки информации. В отличие от обычных интеллектуальных способностей, отвечающих за правильность и скорость переработки информации, когнитивные стили характеризуют индивидуальные различия в особенностях построения ментального образа ситуации и степени сформированности механизмов метакогнитивной регуляции интеллектуальной

деятельности.

«Когнитивные стили и интеллектуальные способности, - пишет М.А.Холодная, - это разные по своим проявлениям, но единые по своим глубинным психологическим основаниям формы интеллектуальной зрелости субъекта" (1996, С.23).

Этот список видов мышления не является полным. Между всеми этими видами мышления существуют сложные отношения. Например, 3.И.Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно - практические компоненты продуктивного мышления (1981, C. 21). То есть, один вид мышления в качестве составного элемента может входить в структуру другого вида мышления, в то же время сам может состоять из элементов других видов мышления.

С.Л.Рубинштейн (1958, 1960) выделяет два подхода к проблеме понимания мышления. Он критикует позиции тех психологов, которые считают, что мышление - это оперирование в готовом виде полученными обобщениями.

Он подчеркивает, что мышление человека всегда личностно обусловлено. Организация умственной деятельности, как хорошо отработанных операций, хотя и облегчает, и упрощает задачу обучения, и обеспечивает более быстрое достижение учебного результата, но этот результат будет строго ограничен, "запрограммирован" учителем. В этом случае мы имеем только мышление - навык, а не мышление - способность.

< Назад | Дальше >