Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

импульсивного запоминания дошкольника до смыслового запоминания старшего школьника. К концу обучения в начальной школе ученики начинают овладевать некоторыми средствами организации и управления запоминанием. С шестого класса, в возрасте 12-13 лет, дети начинают пользоваться классификацией, как приемом запоминания.

Подростковый возраст характеризуется наиболее качественными изменениями в структуре памяти. Одни исследователи считают, что максимум развития механического запоминания приходится на 12-13 лет, другие - на 14-15 лет. Но все согласны с тем, что, начиная с 12 лет, происходит значительное повышение эффективности осмысленного запоминания. Подростки осваивают такие сложные приемы запоминания, как систематизация и структурирование материала. Они применяют эти приемы не только во время запоминания, но и при воспроизведении

школьники старших классов уже намеренно используют приемы смысловой переработки информации и при запоминании, и при воспроизведении, а также у них возрастает продуктивность запоминания абстрактного материала.

Процессы памяти тесно переплетаются с мышлением. Мы уже не можем отделить одни от других. Как видим, лучшее запоминание происходит при осмыслении запоминаемого материала, когда участвуют процессы образования логических связей. Высокая результативность смысловой памяти связана с достаточно сформированными умениями в пользовании приемами установления логических связей, отношений между частями целого, приемами, которые направлены на поиск внутренней

структуры материала, то есть при смысловой переработке информации большое значение имеют процессы мышления. Таким образом, степень развития когнитивных систем существенно сказывается на продуктивности мнемической и любой иной познавательной деятельности. А так как мнемические способности являются важным условием успешности учебной деятельности и обусловлены природными предпосылками, то их рассматривают в качестве важнейших компонентов общих умственных способностей человека.

1.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Традиционные определения мышления обычно включают в себя два признака: обобщенность и опосредствованность. Этим и отличается мышление от восприятия, хотя эти два процесса тесно переплетены. Психологией мышления занимались такие выдающиеся отечественные психологи, как А.Н.Леонтьев (1964), С.Л.Рубинштейн (1958, 1960), Я.А. Пономарев (1975), О.К.Тихомиров (1980, 1984), П.Я.Гальперин (1985, 1998), Л.С.Выготский (1983), Н.А.Менчинская (1960), А.А.Люблинская (1960) и др.

А.Н.Леонтьев (1964) выдвинул принципиальные положения о многообразии видов человеческого мышления, невозможности их сведения только к теоретическому, словесно-логическому мышлению и об общности строения предметной деятельности и деятельности теоретической, мыслительной. Эти положения, хотя и не охватывают все проблемы психологического изучения мышления, но приводят психологов к мысли, что необходимо специально изучать психологические факторы протекания мыслительной деятельности.

По мнению С.Л.Рубинштейна (1958), в качестве основного предмета психологического изучения, мышление выступает как процесс, как деятельность. Это определение означает, что мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые этапы: начало, середину, завершение, а также то, что мышление есть проявление определенной активности субъекта, а не только направлено на отражение внешнего мира. Представление о мышлении, как о процессе, развивается в работах А.В.Брушлинского (1979), О.К.Тихомирова (1984), П.Я. Гальперина (1985). "Мышление - это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным, отражением действительности»

(Тихомиров О.К., 1984). "Мышление" - это всегда искание и открытие существенно нового" (Брушлинский А.В., 1979). В определении П.Я.Гальперина мышление выступает как "процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление" (1985).

О.К.Тихомиров (1984) пишет, что если на уровне логического анализа можно, а иногда и нужно абстрагироваться от субъекта, то на уровне психологического анализа от субъекта абстрагироваться нельзя, так как и мыслит, и ориентировку осуществляет субъект. Поэтому, считает О.К.Тихомиров, недостаточно описывать реальный процесс мышления, как взаимодействие только операций анализа и синтеза, так как этот процесс включает в себя и динамику, и порождение смыслов, целей, оценок и потребностей. "Мышление возникает как процесс, включенный в жизнедеятельность, развиваясь, оно превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы, цели, способы" (Тихомиров О.К., 1984).

Мышление в психологии принято делить на виды в зависимости от уровней обобщения, характера используемых средств и в зависимости от степени

активности самого субъекта мышления. Так как мышление, согласно общепринятой точке зрения, является самостоятельной деятельностью, то должны быть и способности, необходимые для выполнения этой деятельности и формируемые в процессе этой деятельности. Это мыслительные способности, которые входят в структуру общих умственных способностей в качестве базовых, представляют собой сложное образование личности и не сводятся к одному какому-нибудь свойству психики.

Мышление, являясь одним из уровней психического отражения, включает в себя как осознанный, так и неосознанный компоненты. Таким образом,

психологическое изучение мышления и мыслительных способностей возможно только с учетом их взаимосвязи с другими познавательными процессами и потребностно-мотивационной сферой субъекта. Прежде чем приступить к изучению психологической природы мыслительных способностей, мы рассмотрим различные виды мыслительной деятельности, где проявляются эти способности. В психологической литературе используют несколько классификаций видов мышления.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое мышление как этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Словесно-логическое, или рассуждающее мышление, выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий и логических конструкций, существующих на базе языка и языковых средств. Наглядно-действенное мышление осуществляется при решении задач с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдения за двигательным актом. Проявление этого вида мышления у высших животных изучал И.П.Павлов (1951). В отличие от наглядно-

действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Кроме вышеприведенных видов мышления, в психологической литературе используется несколько "парных" классификаций: теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое (логическое), реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышление.

Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим мышлением. Их необходимо различать по характеру обобщений: в первом случае - это научные понятия, а во втором - житейские, ситуативные обобщения. Практическое мышление глубоко изучал Б.М. Теплов (1961, 1986). Практическое мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, и задачей этого вида мышления является подготовка физического

преобразования ситуации: постановка цели, создание плана, схемы.

< Назад | Дальше >