Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

С.А.Изюмовой (1995) удалось раскрыть роль природных детерминант в становлении мнемических способностей подростков с математической и литературной одаренностью. Основной природной детерминантой, влияющей на мнемические способности, оказалось свойство

активированности, причем, для "литераторов" более благоприятна высокая активированность правого полушария с выраженностью полюса активности в зрительных областях, а для "математиков" - концентрация этой активности в регуляторных отделах левого полушария.

В настоящее время представления о природной основе мнемических способностей пополняются все новыми нейрофизиологическими и нейропсихологическими данными. Современные электро-энцефалографические методики позволяют регистрировать сигналы

непосредственно с центральных отделов мозга, многими исследованиями доказана надежность этих методик, генетическая обусловленность и индивидуальная устойчивость их характеристик (Ковалева М.К., Карпова Т.И., 1984; Майоров В.В. и Мышкин И.Ю.,1993).

Так, В.В.Майоров и И.Ю.Мышкин (1993) обнаружили устойчивую корреляционную связь между объемом кратковременной памяти и размерностью ЭЭГ-показателей в затылочной области, что согласуется с данными о том, что мнемический процесс в основном обусловлен теменными и затылочными областями мозга. Авторы пишут, что в психологических экспериментах ими было отмечено улучшение мнемической деятельности, в частности, увеличение объема запоминаемого материала в условиях активации организма и повышения произвольного внимания в условиях положительной мотивации. Эти состояния на физиологическом уровне характеризуются появлением на электроэнцефалограммах высокочастотных составляющих, и в целом увеличением разнообразия колебаний.

В состояниях, характеризующихся малой

размерностью ЭЭГ-показателей, отмечено, наоборот, ухудшение способности запоминать. В своей работе И.Ю.Мышкин и В.В.Майоров предлагают модель динамической кратковременной памяти. Они пишут, что

возможность хранения информации относится не к отдельному нейрону, а к нейронной сети в целом. Эта сеть функционирует в автоколебательном режиме, а информационная емкость системы обусловлена разнообразием и сложностью колебаний в нейронной сети. Авторы (1997) исходили из гипотезы динамического хранения информации, согласно которой «циклическая последовательность элементарных пакетов волн является простейшим кодом памяти».

Таким образом, по мнению В.В.Майорова и И.Ю.Мышкина (1997), объем запоминания порции информации, то есть объем кратковременной памяти, с физиологической стороны ограничен доминирующей частотой колебаний нейронной активности и критической разностью их фаз, то есть разнообразием колебаний в диапазоне альфа-ритма. И.Ю.Мышкин и В.В.Майоров пишут, что восприятие и запоминание информации резко снижено в состояниях утомления, пассивного бодрствования, самопогружения, которые характеризуются на ЭЭГ высокой синхронностью ритмов и выраженной альфа-активностью.

При запоминании большое значение имеет активность субъекта по отношению к запоминаемому материалу. А.А.Смирнов (1966) среди различных форм активности субъекта, которые имеют значение для эффективности запоминания, выделяет активность, связанную с интеллектуальными операциями. Е.Д.Кежерадзе (1960) также считает, что именно в этом направлении нужно искать как внутреннюю природу запоминания, так и закономерности возрастных сдвигов в процессе запоминания.

В результате своего исследования он приходит к выводу, что рост эффекта запоминания на старшей ступени дошкольного возраста обусловлен качественным изменением в развитии ребенка, связанным с наличием

словесного отражения действительности, то есть слово создает выгодные условия для запоминания. Но в дошкольном возрасте словесная репродукция остается, в основном, в рамках наглядно данного. В школьном же возрасте словесная репродукция осуществляется в сфере общих категорий, здесь момент наглядности материала для запоминания имеет меньшее значение.

Таким образом, на различных возрастных ступенях эффективность запоминания и воспроизведения информации различна и зависит от того, какова проявленная ребенком познавательная активность в процессе мнемической деятельности.

В современной психологии память рассматривается как результат познавательной активности субъекта. Чем глубже перцептивный и семантический анализ воспринимаемого материала субъектом, тем выше продуктивность запоминания. Поэтому некоторые авторы (Н.П.Локалова, 1989; С.А. Захарова, 1986) связывают эффективность запоминания скорее не с памятью, как самостоятельной способностью, а с индивидуальными особенностями когнитивных систем. Причем, как пишет Н.П.Локалова (1989), разная глубина анализа может быть обусловлена не только неодинаковым развитием и качественным своеобразием когнитивных систем у разных субъектов, но и зависеть от степени сложности решаемых субъектом познавательных задач. Чем больше субъект способен анализировать явления, дифференцировать их и сравнивать между собой, тем выше его умственное развитие.

В проведенных экспериментальных исследованиях С.А.Захаровой (1986) выявлена связь между степенью расчлененности когнитивной сферы у старших школьников и успешностью формирования у них сложных обобщений, основу которых составляют сложные эталоны памяти.

Н.П.Локалова (1989) предположила, что существуют аналогичные механизмы запоминания и усвоения физических упражнений. Она выявила связь индивидуальных особенностей когнитивных систем с эффективностью процессов двигательной памяти: чем развитее когнитивные системы, тем лучше и глубже субъект анализирует и дифференцирует свои движения, следовательно, тем лучше они усваиваются и запоминаются. Экспериментальные данные подтвердили ее выводы, что расчлененность когнитивных систем, проявляющаяся в глубине и сложности аналитико-синтетической деятельности субъекта, определенным образом воздействует не только на результаты его умственной деятельности, но и физической, в частности, на запоминание двигательных упражнений. Эти данные свидетельствуют о существовании общих психологических механизмов умственного и физического развития человека.

Развитие мнемических способностей тесно связано с общей способностью к усвоению знаний - обучаемостью. У школьников с более высокой обучаемостью наблюдается и более развитая память. Об этом пишут Е.П.Гусева (1975), Э.А.Голубева (1980, 1993), в то же время отмечая, что сильная память не всегда определяет высокий уровень умственного развития.

Наиболее тесные связи имеются между оценкой по успеваемости и показателями продуктивности произвольного запоминания. Так, Э.А.Голубева (1980) отмечает, что ученики с наиболее высокой продуктивностью произвольного запоминания, наиболее успешно использующие опосредствующие приемы при выполнении мнемической задачи, имеют более высокий уровень школьных достижений.

Разные виды мнемических способностей по-разному влияют на успешность усвоения учебного материала в школе. Наибольшую роль в школьном обучении играют

способности к переработке информации, то есть смысловые уровни памяти. За период обучения в школе память претерпевает существенные изменения — от

< Назад | Дальше >