Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

поведение человека, опирающееся на вспомогательные средства, становится опосредованным. Так возникают все высшие психические функции человека" (1960, С.448).

Все эти положения Л.С.Выготского полностью применимы к мнемической деятельности. Так же, как и другие сложные формы психической деятельности, память человека пользуется различными вспомогательными средствами, что существенным образом меняет ее структуру. Взгляды Л.С.Выготского нашли свое продолжение в работах Л.В.Занкова (1949) и А.Н.Леонтьева (1960). Эксперименты, проведенные АН.Леонтьевым и его сотрудниками, показали, что введение операции опосредствования значительно повышает эффективность мнемической деятельности.

В 20-ые годы XX века некоторые психологи высказывали мысль о том, что память ребенка лучше и прочнее, чем память взрослого человека. Основанием для этого служили факты удивительной пластичности детской памяти. Дети действительно легко и быстро запоминают самый разнообразный материал, который запечатлевается ими без всякого труда. Дошкольники быстрее взрослых запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стихи.

Однако при более пристальном изучении деятельности памяти маленьких детей оказалось, что это преимущество детской памяти только кажущееся. Дети легко и быстро запоминают не любой материал, а только такой, который для них представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления и вызывает у них положительные чувства. К тому же, скорость запечатления - это только одно качество и только одного звена всех процессов памяти. Прочность памяти, то есть, длительность сохранения воспринятого, полнота и осмысленность его воспроизведения у детей значительно слабее, чем у взрослых.

Так как одним из основных качеств памяти является умение человека избирательно использовать в новых обстоятельствах прежде воспринятый материал и успешно применять ранее приобретенные знания, то память взрослого человека оказывается значительно более развитой, чем память ребенка. Замечено, что у взрослых людей, занимающихся интеллектуальным трудом, снижение способностей запоминать, перерабатывать, хранить и воспроизводить информацию, хотя и происходит, но не так интенсивно, как в среднем на выборке лиц того же возраста. «Самое главное то, что интеллектуальные навыки, приобретенные в течение жизни, остаются практически сохранными до глубокой старости" (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995).

Дети не могут осмысленно отбирать нужный материал и группировать его. Несовершенство детской памяти обнаруживается и в том, что именно ребенок запоминает. Так, Э.Г.Голубева считает, что на разных возрастных уровнях детям становится доступным разное содержание. Например, раньше всего дети запоминают выполненные ими движения, затем ими запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. На следующем этапе запоминаются образы вещей и только на самом высоком уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах (1980, С. 151).

Но результаты многих других исследований показывают, что развитие памяти ребенка не идет столь прямолинейно. Еще А.А.Смирнов писал, что «…развитие и совершенствование памяти у детей представляет значительно более сложный процесс, чем простую смену одного запоминаемого содержания другим. Так, количество запоминаемых изображений отдельных предметов так же, как и слов любого содержания, регулярно увеличивается с возрастом - от младших детей к старшим» (1966, С.152).

Однако в исследовании А.А.Смирнова у детей всех изученных им классов - III, IV и VI - более продуктивным оказалось запоминание наглядного материала. А.А.Смирнов (1966) рассматривает такой результат, как следствие совместной деятельности первой и второй сигнальных систем, то есть зрительного восприятия и слова, обозначающего предмет. А при запоминании слов абстрактного содержания лучшие результаты показали учащиеся старших классов. Как видим, процесс развития памяти имеет свои возрастные закономерности.

Память в старшем дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. Объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Исследования А.Н.Леонтьева (1972), П.П.Блонского (1997), А.А.Смирнова (1966) и П.И.Зинченко (1961) показали, что непроизвольное запоминание обусловлено в основном субъективными причинами. Прежде всего, направленностью человека, его интересами, установками, той позицией, которая сложилась у человека в его деятельности. У детей непроизвольное запоминание бывает порой даже более сильным и эффективным, чем намеренное, произвольное (Зинченко П.И., 1971).

По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько снижается, но вместе с тем, возрастает прочность запоминания. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте четырех-пяти лет, однако,

значительного развития произвольное запоминание достигает к шести-семи годам.

На продуктивность запоминания оказывают значительное влияние такие факторы, как осознание цели, тот или иной мотив, или побуждение к запоминанию, а также использование рациональных способов запоминания. Продуктивность запоминания зависит и от того, как человек воспринял материал в эмоциональном плане.

О связи мнемических способностей школьников и студентов с общими и специально человеческими свойствами нервной системы пишет в своей монографии Э.А.Голубева (1980). Автором представлены данные о связях успешности учебной и мнемической деятельности учащихся разных возрастов и студентов с ЭЭГ-показателями различных блоков мозга, причем, отдельно для левого и правого полушарий. При сравнении электрофизиологических показателей свойств нервной системы детей-шестилеток и подростков получены статистически значимые различия.

Таким образом, влияние задатков на развитие мнемических способностей оказывается очень сложным и многозначным. Изучая соотношения

психофизиологических показателей нервной системы с продуктивностью запоминания, Э.А.Голубева (1980) пришла к выводу, что лучше помнят материал дети с более слабой нервной системой, более лабильные и активированные. Причем у дошкольников ЭЭГ-показатели больше соотносятся с продуктивностью непроизвольного запоминания, а у подростков - произвольного. Кроме того, у дошкольников (шестилеток) показатели успешной учебы и памяти коррелируют больше с биоэлектрическими показателями правого полушария, а у подростков - левого. Эти данные согласуются с предположениями о том, что доминирование левополушарных отношений у подростков связано с ростом и развитием вербальных функций.

Таким образом, благоприятной природной основой способности к зрительному запечатлению являются:

- сильная нервная система - система более выносливая и работоспособная, лучше справляющаяся с затрудненными условиями работы;

- инертная нервная система, характеризующаяся более длительным сохранением самого зрительного образа в структурах, непосредственно связанных с приемом и переработкой информации;

- активированная нервная система - система с более высоким тонусом мозга, на фоне которого информация лучше запечатлевается.

Благоприятными факторами, способствующими развитию второго вида мнемических способностей (переработки информации), являются инактивированная и слабая нервная система регуляторного отдела мозга, которая определяет процесс управления запоминанием, способствует компенсаторному приспособлению индивида к своим мнемическим возможностям. Например, лица с недостаточно хорошим непосредственным запечатлением могут компенсировать недостаточную функцию запечатления за счет большей смысловой переработки запоминаемого материала, уменьшая нагрузку на механизмы запечатления. Также развитию способности к переработке информации способствует лабильная нервная система регуляторного отдела - система с более высокими скоростными возможностями, которая способствует быстроте и легкости превращения мыслительных операций в мнемические приемы, обеспечивающие эффективное смысловое запоминание.

< Назад | Дальше >