Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

оптимального типа восприятия - аналитико-синтетического.

Нами исследование перцептивных способностей ведется в плане их развития и влияния на процесс обучения. Уровень и качество процесса восприятия оказывают влияние на процесс формирования представлений, являющихся базой для формирования понятий. Поэтому процесс формирования восприятия играет большую роль в психическом развитии ребенка и является тесно связанным с развитием его памяти и мышления.

1.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

При факторном анализе познавательных функций память выделяется как "первичная умственная способность" (Зинченко П.И., 1961; Смирнов А.А., 1966). Так, например, в "трехмерную модель интеллекта" Дж.Гилфорда (1966) память входит наряду с такими способностями, как

дивергентное и конвергентное мышление, оценочные операции и познавательные способности. Более того, можно сказать, что память относится к всеобщим, родовым свойствам человека, а также к основным познавательным процессам, с помощью которых осуществляется прием, переработка и усвоение информации. Однако индивидуальные черты этого свойства у разных людей различны. Впервые понятие "мнемические способности" ввел в отечественную психологию в 1966 г. А.А.Смирнов, определив их как индивидуальные различия в точности, быстроте и прочности запоминания.

Интерес к психологической природе и механизмам памяти возник очень давно. Еще Аристотелем был написан специальный труд о работе памяти. Но по-настоящему научное объяснение этой «удивительной» способности человека стало возможным только с развитием учения о мозге и его работе. Так, важнейшим достижением физиологии высшей нервной деятельности явилось учение И.П.Павлова о законах образования в коре головного мозга животных и человека временных нервных связей -ассоциаций. И.П.Павлов (1951) считал, что эти ассоциации являются материальной основой памяти и позволяют объяснить многие явления запоминания, забывания и воспроизведения воспринятого материала. Современными психологами эти связи понимаются как отражение в головном мозге человека тех зависимостей и отношений, которые существуют в действительности в окружающем мире.

Характеризуя способности к переработке информации, А.Р.Лурия (1976) отмечает, что им присуще тесное взаимодействие процессов памяти и мышления, что при возрастании роли мыслительных операций существенно повышается эффективность памяти. Поэтому А.Р.Лурия считал закономерным то, что способности к переработке информации зависят от деятельности регуляторной системы

мозга, которая ведает интеллектуальными функциями программирования и управления психическими процессами.

Еще психологи XIX века, на основе учения об ассоциациях, стали отличать механическую память от памяти логической. Механической памятью называли удержание человеком в памяти какого-либо материала путем установления случайных связей как между его частями, сторонами, так и связей его с различными внешними явлениями и событиями. В отличие от механической памяти логическая, или смысловая, память помогает устанавливать существенные, смысловые связи между воспринимаемыми явлениями.

Что очень важно, начальным звеном в работе памяти выступает процесс восприятия, так как, для того, чтобы что-то сохранять, надо прежде это что-то воспринять. Память имеет такой же ярко выраженный избирательный характер, как внимание и восприятие. Человек активно запоминает лишь сотые и тысячные доли информации о тех предметах и явлениях действительности, которые окружают его в повседневной жизни.

Кроме того, запоминание бывает произвольным и непроизвольным. Если материал запоминается или «всплывает» в памяти человека без всякого его усилия, даже иногда против его желания, то такая память называется непроизвольной. Когда же человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели, то тогда имеет место произвольная память. Непроизвольное запоминание идет путем

непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Произвольное запоминание происходит, благодаря сознательным целям запомнить что-то.

Память называется опосредованной, если человеком используются специальные средства для

запоминания. В основе двух видов запоминания, непосредственного и опосредствованного, лежат совершенно разные механизмы, процессы, операции, входящие в структуру деятельности памяти. Объяснение этому мы находим в многочисленных исследованиях по изучению природных предпосылок памяти (задатков).

Изучением природных основ мнемических способностей занимались Г.А.Аминев (1978), С.А.Изюмова (1995), Э.А.Голубева (1980), В.М.Русалов (1980) и другие. Эти ученые придерживаются позиций дифференциально-психофизиологи-ческой школы Б.М.Теплова (1986), который полагал, что свойства нервной системы, как природные врожденные особенности, образуют "почву", на которой одни типы поведения формируются легче, другие – труднее.

Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения. Если содержанием памяти являются выполненные человеком движения и действия, то мы имеем дело с наглядно-действенной памятью, если - образы или представления вещей, то это наглядно-образная память, если - пережитые чувства и эмоции, то это эмоциональная память, а если - слова или мысли, то это словесно-логическая память. В каждой из этих форм память имеет свои уровни.

Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением материала. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря которой процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение воспринятой информации.

Исследуя структуру мнемических способностей как иерархию уровней, С.А.Изюмова (1995) и Э.А.Голубева (1980) отмечают, что два вида мнемических способностей:

способности к запечатлению и способности к переработке информации имеют условный и относительный характер. В качестве природных предпосылок, лежащих в основе своеобразия разных уровней памяти, они рассматривают разные уровни свойств нервной системы. По представлениям В.Д.Небылицына (1976), эти уровни связывались с деятельностью различных мозговых систем. Мнемические способности к запечатлению связаны со свойствами сенсорных областей в структуре мозга, непосредственно участвующих в переработке зрительной информации, а способности к смысловой переработке информации больше связаны со свойствами регуляторных областей мозга, имеющих отношение к интеллектуальным процессам управления и планирования. Свойства нервной системы, лежащие в основе природных особенностей (задатков), также оказывают существенное влияние на продуктивность запоминания.

Основополагающей концепцией в изучении мнемической деятельности является концепция Л.С.Выготского (1960) о культурно-историческом развитии высших психических функций. Суть концепции Л.С.Выготского заключается в следующем: формирование высших психических функций является продуктом социальной природы человека, так как в отличие от животного человек не только пользуется существующими стимулами, но и сам создает и использует новые стимулы. Причем, важным моментом развития высших психических функций является то, что с помощью знаков человек начинает управлять своим поведением. Такая возможность управлять собой также появляется в ходе социального развития человека. Л.С.Выготский пишет: "Человек, создавая вспомогательные средства для своего поведения, тем самым изменяет основной тип своего психологического приспособления. Из непосредственного процесса, определяемого прямым соотношением стимула и реакции,

< Назад | Дальше >