Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна такая закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим.

Психологи выделяют следующие сущностные свойства восприятия: предметность, осмысленность,

избирательность, константность, обобщенность,

целостность.

Предметность – это отнесенность ощущений и образов восприятия к определенным предметам окружающей действительности; константность – это способность перцептивной системы сохранять относительное постоянство формы, размеров и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия, компенсировать эти изменения.

Целостность – свойство, которое позволяет получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств.

Осмысленность – это истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смыслового значения.

Обобщенность – это отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность – это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Изучая индивидуальные различия в процессе восприятия, В.Д.Шадриков выделил такие параметры, которые обусловливают эти различия. Это: «…объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; точность – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; полнота – степень такого соответствия; быстрота – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; эмоциональная окрашенность» (1977, С.19). По мнению

автора, именно эти параметры могут выступать в качестве показателей продуктивности восприятия.

Предметность восприятия возникает у ребенка в возрасте 1 года Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти также складывается у ребенка в течение первого года жизни (Т.Бауэр, 1974). До 3-4 месяцев ребенок способен хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. Далее время сохранения образа увеличивается, ребенок становится способным узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Представители гештальтпсихологии обратили внимание на то, что восприятие перспективных изменений свойств предметов является не простым, а сложным видом восприятия. В соответствии с общим пониманием восприятия как целостного акта, гештальтпсихологи рассматривали константность в качестве врожденного свойства восприятия, а восприятие перспективных изменений свойств предметов – в качестве вторичного образования, возникающего в результате расчленении первоначальной целостности (W.Kohler,1929). Т. Бауэр (1974) получил экспериментальные данные о чрезвычайно ранних проявлениях константности у детей.

Ж. Пиаже (1961), признавая первичное восприятие аконстантным, связывает возникновение константности с первыми практическими действиями ребенка. По его мнению, глаз «заимствует» у других сенсомоторных актов

возможность «пробегать» расстояние до предмета и «поворачивать» его, что и обеспечивает константность формы и величины предметов. Константность возникает в силу того, что практические действия имеют дело с реальными, а не с перспективно измененными свойствами предметов. Но до сих пор остается неясным вопрос постепенного возрастания константности, так как многие выводы основываются на противоречивых фактах.

Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии ребенком глубины пространства напрямую связан с практикой его передвижения. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами,

перестраиваются на их основе, и сами приобретают характер ориентировочно - исследовательских перцептивных действий.

Обратимся к понятию когнитивной схемы. Схема – это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Чем взрослее ребенок, тем лучше он выделяет информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагируется от недостаточно информативных. Для того, чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов. К концу первого года жизни

относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного процесса.

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что процесс восприятия – это постоянно развивающееся явление, которое на каждом возрастном этапе имеет свои характерные особенности. Известно, что среди учащихся младшего школьного возраста преобладает аналитический тип восприятия, а у старших школьников – синтетический. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями психического развития учащихся. Наиболее благоприятным является аналитико-синтетический тип восприятия, который предполагает наличие стремления к пониманию смысла воспринимаемого явления, а также детальной оценке его структуры. Поэтому задачей развития перцептивных способностей учащихся является формирование

< Назад | Дальше >