Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

чувственная данность человеку пространства, времени, движения, окружающих предметов, цвета, формы и т.д., то есть психология восприятия включает в себя такие явления, которые не входят в содержание других областей психологии. Различные виды восприятия

классифицируются по нескольким параметрам. Наиболее распространенными из них являются два: по преобладающей роли того или иного анализатора в отображении действительности и по формам существования материи. По первому параметру различаются зрительное,

слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятия, а по второму – восприятие времени, движения, пространства, включающее восприятие формы предмета, его объема и размеров, глубины и удаленности от субъекта, направления, в котором находится предмет восприятия.

По-мнению В.А.Барабанщикова (1997, 2002), в самой общей форме психология восприятия ориентирована на познание принципов, закономерностей и свойств чувственного отражения человеком (животным) материальной действительности в процессе его непосредственного взаимодействия с окружающим миром (средой). Далее он выделяет два ведущих направления исследований психологии восприятия, выражающих основные тенденции ее развития: когнитивное (информационно-процессуальное) и экологическое.

Согласно когнитивному подходу восприятие осуществляется в два этапа. На первом этапе создается «сенсорный слепок» физической реальности,

воздействующей на органы чувств. А распознавание образа и отнесение его к определенной категории происходит уже на втором этапе. Распознавание образа заключается в сравнении стимула с той информацией, которая получена о нем ранее и хранится в долговременной памяти в закодированном виде. «Таким образом, в рамках когнитивного подхода непосредственно - чувственное восприятие открывается как многомерный двухэтапный процесс преобразования информации, начиная с

воздействия стимулов на органы чувств и до ее самостоятельного функционирования в кратковременной памяти» (Барабанщиков В.А., 1977, С.7).

Пережив бурное развитие электронно-вычислительной техники, начиная с 60-годов и в последующие 15 лет, темп развития этого направления с середины 70-х явно снизился. Это объяснялось ограниченностью исследований искусственными рамками экспериментальной ситуации,

оторванностью таких исследований от реальной жизни и деятельности людей. На фоне ослабления когнитивного подхода к исследованию процессов восприятия началось быстрое развитие другого направления, названного экологическим.

В основе экологического подхода лежат два фундаментальных положения: общебиологический принцип единства организма и среды и постулат непосредственности восприятия стимульной информации. Согласно первому принципу восприятие представляет собой

приспособительную функцию организма, обеспечивающую сбор информации о внешней среде в целях ориентации и регуляции поведения и действий. При экологическом подходе главным является не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его действительным стимулом.

Поэтому основная задача психологии восприятия формулируется как выявление, систематизация и как можно более полное описание стимульной информации, с которой имеет дело активный субъект. Восприятие характеризуют два вида свойств: свойства, обусловливающие продуктивность восприятия, как познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К группе свойств, характеризующих продуктивность восприятия, относят показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы. Это следующие свойства: объем восприятия (количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации); точность восприятия (соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта); полнота восприятия (степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта).

В современной психологии восприятия наблюдается дефицит исследований, в которых восприятие понимается не как психический процесс, возникающий при непосредственном воздействии стимула на рецептор, а как сложный процесс непосредственного и опосредствованного отражения объекта.

Кроме того, традиционные воззрения на восприятие сужают круг возможных объектов восприятия,

существующих в реальной жизни. Так, например, в психологической теории остается открытым вопрос о том, как человек воспринимает явления, существующие в идеальном плане. Вероятно, восприятие такого рода "объектов" несколько иное, в отличие от зрительного восприятия, и описывать его необходимо в других категориях. Также интересно, как эмоции (собственные и другого человека) даны субъекту в его переживаниях, как они существуют для него, другими словами, как он воспринимает и как осознает их?

Эмоции не только непосредственно переживаются человеком, но и становятся объектом его сознания. На уровне категориального (опосредствованного процессом мышления) восприятия эмоции выступают в качестве самостоятельного объекта для анализа, обладающего определенными признаками и сопровождающегося внешними проявлениями. На этом уровне восприятия человек представляет себе то, что выступает в качестве причин переживаемых эмоций, а также то, как он получает знание об этих переживаниях.

Было выявлено, что субъект использует различные источники информации, которые несут ему знание о качестве эмоциональных переживаний. Способ оперирования человеком этими источниками информации, способ его взаимодействия с эмоцией, как познаваемым объектом, представляет собой индивидуальную стратегию восприятия эмоциональных явлений. Воспринимая эмоции,

как собственные, так и чужие, человек может открывать для себя знание об их качестве преимущественно через личный опыт переживаний и представлений, полученных в процессе жизни. При этом он реализует либо стратегию внутреннего наблюдателя, либо преимущественно через так называемые объективные показатели переживаемых эмоций, экспрессивные проявления последних, реализует стратегию внешнего наблюдателя.

Психология восприятия эмоциональных явлений, как самостоятельная область исследований в рамках психологии познания, предполагает изучение таких частных аспектов, как взаимосвязь феноменов восприятия и самовосприятия эмоций; влияние личностных особенностей на характер восприятия субъектом эмоций в другом человеке; изучение гендерных особенностей восприятия эмоций как в себе, так и в другом, а также особенностей восприятия субъектом эмоций в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на

< Назад | Дальше >