Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

В последние годы в психологии активно разрабатывается личностный подход к развитию способностей. Суть этого подхода в том, что наиболее эффективным средством развития способностей человека считается формирование у него определенной структуры личности. То есть, необязательно специально выявлять и развивать конкретные способности. Наибольшего эффекта можно достичь, если воздействовать на развитие способности через личность. А так как основа личности закладывается в дошкольном возрасте, то, значит, это и наиболее сенситивньй период для развития способностей.

Ребенок в своем развитии проходит периоды высокой чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он способен к овладению чтением, активно играет в ролевые игры и обнаруживает при этом способность к перевоплощению.

Умственные способности ребенка не могут не зависеть от явлений среды, от конкретных социально исторических условий его жизни. Но обучение и воспитание — движущие силы психического развития — оказывают формирующее влияние на личность школьника не непосредственно, а через внутренние условия развития. Н.С.Лейтес писал: «…нельзя не учитывать и того, что влияние обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, опосредствуется каждый раз внутренними условиями» (1974, С.97). К внутренним условиям, присущим возрасту, Н.С.Лейтес относил и такие, которые представляют собой результат развития природных свойств. Например, свойства типа нервной системы, которые могут обусловливать динамические проявления психики (накладывающие свой отпечаток на общие способности).

Э.А.Голубевой (1993) на большом экспериментальном материале доказано, что типы высшей нервной деятельности являются ведущими природными факторами в формировании способностей человека и его индивидуальности в целом. Автором сделан вывод о том, что в каждый период развития ребенка имеет место своеобразное сочетание возрастных и индивидуально-типических особенностей нервной системы, которое влияет на успешность или, наоборот, неуспешность познавательных процессов. В одном случае, по мнению Э.А.Голубевой, сочетание возрастных и индивидуально-типических особенностей нервной системы может неблагоприятным образом сказаться на успешности учения

и запоминания (например, большая инертность нервных процессов у шестилетних детей). В другом случае – может служить благоприятной предпосылкой для успешности познавательной деятельности, в том числе, на запоминание (например, повышенный уровень активации у подростков).

Авторы монографии «Нейропсихология

индивидуальных различий» под редакцией Е.Д. Хомской, И.В. Ефимовой и др. (1997), поставили цель развернуть широкую панораму обусловленности индивидуальных различий психомоторной, когнитивной и эмоциональной сфер особенностями межполушарных отношений. Е.Д. Хомская дополняет прежнюю парадигму

нейродинамического толкования индивидуальных

особенностей поведения нейроструктурной.

Экспериментальный материал, описанный Е.Д.Хомской с соавторами (1997), убедительно демонстрирует связь между профилями латеральной организации и характеристиками двигательных функций, познавательной деятельности и эмоционально-личностных качеств.

Мы попытались обобщить взгляды многих авторов на понятия «формирование» и «развитие» умственных способностей, а также рассмотреть существующие в истории психологии теории и концепции, посвященные изучению возрастной динамики процесса развития общих умственных способностей. Мы видим, что выводы ученых достаточно противоречивы, это касается и вопроса влияния наследственности на процесс развития когнитивных характеристик человека.

В целом все же есть нечто общее, что объединяет большинство ученых, изучающих проблему развития способностей человека. Это то, что процесс развития способностей характеризуется «стадиальностью,

неравномерностью и гетерохронностью» (Шадриков В.Д.. 1996) и наличием сенситивных периодов. Также многие исследователи предлагают объединить представления о

периодизации развития психики на базе физиологического подхода: этапности развития функциональной ассиметрии полушарий мозга в онтогенезе (Выготский Л.С., 1972; Лурия А.Р.,1976; Бианки В.Л.,1989 и др.), возрастных и индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности, в разные возрастные периоды благоприятствующих или, наоборот, задерживающих психическое развитие (Лейтес Н.С.,1985; Голубева Э.А.,1993). Также многие исследователи указывают на большую значимость роли эмоциональных переживаний в процессе познавательной деятельности (Давыдов В.В.,1986; Запорожец А.В.,1986; Выготский Л.С.,1972 и др.). А это уже связано с эмоционально-мотивационной сферой развивающейся личности, с ее отношением к выполнению познавательной деятельности.

Анализ основных классических представлений и современных исследований в области общих способностей, показал, что, несмотря на огромный эмпирический материал и большое многообразие теоретических концепций развития способностей в разные возрастные периоды, на сегодняшний день нет единой теории и четко сформулированных закономерностей развития

познавательных способностей в онтогенетическом плане. Известно, что учащихся, находящихся на разных ступенях развития, отличает качественное своеобразие развития познавательных способностей. Однако до настоящего времени в науке не представлена единая система возрастных закономерностей данного явления. Широко отмечаются проявление неравномерности, гетерохронности и дискретности развития познавательных способностей школьников, между тем, надежных доказательств и точных параметров изменений их уровня не выявлено.

1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В современной психологии существуют разнообразные подходы к изучению восприятия. Даны многочисленные определения понятия восприятия. Восприятие

рассматривают как образование гештальта, как функцию анализатора, как процесс и результат построения образа, как особую способность, как разновидность деятельности, как непосредственное впечатление, как переработку информации, как решение задачи и как функцию стимуляции. Такая множественность в определениях понятия восприятия и множественность подходов к его изучению объясняется сложностью и многомерностью самого изучаемого явления, а также отсутствием общей теории восприятия. Но исследователи, работающие в этой области, все-таки, сходятся в главном, а именно в предметном содержании психологии восприятия. Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств (Ф.Олпорт, 1955; Л.А.Венгер, 1969; Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия, 1973, Б.Б.Косов, 1975; Ю.М. Забродин, 1976; А.В. Запорожец, 1986; Дж.Гибсон, 1998 и др.).

Восприятие есть перцептивная константность, пространственно-временные иллюзии, наглядно-

< Назад | Дальше >