Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

На четвертом этапе при повторном обращении к задаче найденный путь уже может составить основу плана повторных действий. Здесь функцию регуляции действий уже могут выполнять слова, с помощью которых испытуемый может строить вынесенную вовне логическую самокоманду. Контроль и оценка действия становятся логическими, а роль представлений и эмоций ограничивается.

На пятом этапе наметившиеся тенденции достигают полного развития. Сформирована способность к самокоманде, действия строятся по плану. Контроль и оценка действий становятся полностью логическими. План строится не на основе логики удовлетворения потребности, побуждающей к решению практической задачи, а на

основании возможного непосредственного учета "логики самих вещей", что связано с включением в деятельность собственно познавательной мотивации.

Существующие в психологии представления о периодизации развития психики многие исследователи предлагают объединить на базе физиологического подхода (П.К. Анохин, 1975; Л.И. Анцыферова, 1986; Л.И. Выготский, 1972; В.Л. Бианки, 1989; А.Р. Лурия, 1976; В.М.Русалов, С.И. Дудин, 1995 и др.). Неравномерность темпов развития психики во внутреннем (структурном) аспекте проявляется в асинхронности развития отдельных функциональных систем, либо различных подсистем внутри одной системы (межсистемная и внутрисистемная гетерохрония), по П.К.Анохину (1975). При этом гетерохрония, являясь отражением внутренней противоречивости психики, может рассматриваться как внутренний источник ее развития (Анцыферова Л.И., 1986).

В.М.Русалов и С.И.Дудин (1995) пишут, что темпераментальные свойства оказывают влияние на процесс формирования общих способностей человека преимущественно на ранних этапах его развития. По их мнению, темпераментальные свойства выступают в качестве задатков общих способностей, причем интенсивность их влияния на интеллект определяется возрастом и уровнем социализации индивида.

Ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития, по мнению М.Е.Сандомирского, Л.С.Белогородского, Д.А. Еникеева (1997), является этапность развития функциональной асимметрии полушарий (ФАП) в онтогенезе. То есть созревание ФАП, являясь одним из узловых моментов изменения межцентральных отношений на разных этапах онтогенеза, выступает в роли ведущего механизма возрастного развития психики (Выготский Л.С., 1972). При этом целесообразно рассматривать ФАП не только в

аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественная асимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная, количественно-

топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия (Бианки В.Л., 1989).

Формирование ФАП имеет тесную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления и, в том числе, с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (как предпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации). Е.А.Климов (1969) связывает формирование ФАП с формированием индивидуального стиля деятельности, связанного с типологическими свойствами нервной системы.

М.Е.Сандомирский, Л.С.Белогородский, Д.А.Еникеев (1997) предлагают следующую периодизацию психического развития ребенка с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий (ФАП) и, применительно к развитию когнитивных структур, по Ж.Пиаже (1986).

В младенческом возрасте (I период), до развития речи, восприятие является в значительной мере целостным -синтетическим, полезависимым, мышление - предметно-наглядным. Тем самым в раннем, довербальном периоде развития психики ребенка, когда функции полушарий весьма близки, когда собственно ФАП еще не сформирована, восприятие и мышление в целом соответствуют правополушарному (ПП) способу организации. В отношении интеллектуального развития, это - период сенсомоторного развития (по Ж.Пиаже), в котором происходит переход от врожденных рефлексов к произвольным движениям с все более сложной организацией и выработка автоматизированных двигательных навыков. В конце данного периода

накопленный ребенком опыт приводит к качественному скачку интеллектуального развития - способности к поиску и изобретению новых способов достижения целей. Начальный период охватывает промежуток от новорожденности до одного - полутора лет (у Ж.Пиаже - до двух лет).

В раннем детском периоде (II период) по мере развития речи и связанных с ней кортикальных центров доминантного полушария (левого у правшей), последнее становится ведущим в развитии, привнося свой (аналитический, вербально-логический) способ обработки информации, свой (аналитический, поленезависимый) способ восприятия - "левополушарный" (ЛП). В развитии мышления начинается переход от мышления конкретного к абстрактному, словесно-понятийному, связанный с формированием собственно сознания. По Ж.Пиаже, данный этап рассматривается как предоперациональная стадия интеллектуального развития. Она характеризуется развитием символического, образного мышления, которое представляет собой начальный этап интериоризации мыслительных действий, приводящий к формированию операционального мышления.

III период (дошкольный) характеризуется развитием абстрактного мышления (начало операциональной стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже), в котором наиболее ярко проявляется принцип культурного развития ВПФ (Выготский Л.С., 1972). На данном этапе, который Ж.Пиаже именует стадией конкретных операций, происходит совершенствование, углубление процесса интериоризации мыслительных действий, превращающего их в операции. Завершается данный период в возрасте 6-8 лет, в среднем около 7 лет. Психическое развитие ребенка на данном этапе требует согласованного развития обоих полушарий, их взаимодополнения с дальнейшей специализацией и дифференциацией межполушарного

взаимодействия в рамках ФАП. При этом происходит углубление ФАП с возрастанием ведущей роли доминантного левого полушария (ЛП). В то же время ряд высших психических функций (ВПФ) продолжают сохранять черты преобладания правого полушария (ПП). Так, до завершения формирования ФАП (возраст 10-14 лет) правое полушарие у правшей продолжает оставаться более реактивным. При этом мышление ребенка от 3 до 7-8 лет сохраняет такие черты "правополушарности", как интуитивный, глобальный характер, рассматривающий объект как нерасчлененное целое - детский синкретизм, а также эгоцентризм, представляющий восприятие мира как продолжение своего "Я".

IV период (школьный) сопровождается дальнейшей функциональной как меж-, так и внутриполушарной дифференциацией. Интеллектуальное развитие

характеризуется совершенствованием абстрактного мышления с переходом к стадии формальных операций, по Ж.Пиаже, а личностно-типологическое – завершением формирования индивидуальной ментальной стратегии, протекающей под влиянием социально - коммуникативных факторов. Данный период заканчивается в возрасте 12-15 лет, в среднем около 14 лет (к началу пубертатного периода).

Предложенная периодизация психического развития находит свое подтверждение, в частности, в

закономерностях возрастной дифференциации ЭЭГ -системы в возрасте от 7 до 16 лет, проявляющихся в смене доминирования волн тета- на альфа-частотный диапазон (Ковалева М.К., Карпова Т.И., 1984). На уровне ФАП изменения cенситивности связаны с переходом от преобладания правополушарной активности, связанной с "завышением" прогнозируемой частоты маловероятных событий (I-II период по схеме онтогенеза ФАП), к левополушарному доминированию (Ш- IV период).

Одним из основополагающих принципов в психологии развития рассматривается принцип эпигенеза, который является общим системным принципом прогрессивного развития и формирования систем все более возрастающей сложности. Последние переходят к более высоким уровням организации путем интеграции прежних способов организации с новыми и последующей их модификацией (Рыбалко Е.Ф.,1990). Размах индивидуальных вариаций, пишет Е.Ф.Рыбалко, с возрастом имеет тенденцию к увеличению при переходе от одного периода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся более размытыми. Это связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли генетических факторов развития.

< Назад | Дальше >