Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

частности. По мнению В.Д.Шадрикова (1996), данные проблемы решаются с позиции системогенеза деятельности.

Таким образом, многие сходятся во мнении, что общие умственные способности надо рассматривать с позиции функций как многоуровневую систему, осуществляющую специфическую деятельность не только по адаптации человека к окружающему миру, но и по активному преобразованию его. Функции интеллекта при этом рассматриваются как функции целостной системы взаимосвязанных психических процессов (способностей). Отсюда и большие компенсаторные возможности способностей, разные у разных индивидов уровни их проявления, неравномерность развития их отдельных сторон. Поэтому трудно выделить способности, существующие отдельно от других способностей.

Изучать общие умственные способности с позиции принципа системности, значит, изучать открытую систему «мозг - интеллект – окружающий мир», то есть, изучать все стороны, в том числе биологической и социальной, человеческой жизни. «С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности», -пишет М.А.Холодная (2002).

Таким образом, мы согласимся с тем, что во взаимодействии уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с другими личностями и реальным (объективным) миром происходит раскрытие и реализация безграничных возможностей ребенка.

1.2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Развитие и формирование умственных способностей -одна из важнейших и актуальнейших проблем,

разрабатываемых многими отечественными и зарубежными психологами. Поэтому в истории психологии вопросу развития способностей всегда уделялось много внимания (Э.Эриксон, 1995; Ж.Пиаже, 1986; П.Я.Гальперин, 1998; В.В.Давыдов, 1966; Д.Б.Богоявленская, 1984; Н.С.Лейтес, 1974 и др.).

Исследование проблемы развития способностей логично начать с изучения общих закономерностей психического развития и его возрастной периодизации, а также влияния наследственных факторов, психологических и социальных условий, благоприятствующих развитию индивида. Способность, по самому своему существу, есть понятие динамическое и существует только в движении, только в развитии. Например, Б.М.Теплов (1985) писал: "В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие".

Способности, являясь индивидуально -

психологическими особенностями человека, по мнению Б.М.Теплова, не могут быть врожденными. Врожденными являются лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Причем, как пишет Б.М.Теплов, понятие "врожденные задатки» ни в коем случае не тождественно понятию "наследственные задатки".

Следуя этой логике, нужно говорить только о развитии, а не о формировании способностей, ибо нельзя развивать то, что еще не сформировано. Предполагается, что способности изначально присутствуют у человека. А если способности еще не сформированы, то мы говорим не о способностях, а о задатках.

Приняв, что способность существует только в развитии, не нужно упускать из виду, что развитие это

осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. Б.М.Теплов писал: "Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (1961).

Изучая специфику человеческого слуха, АН.Леонтьев пришел к выводу, что в процессе онтогенетического развития у человека "прижизненно формируются функциональные мозговые органы, представляющие собой устойчивые рефлекторные объединения или системы, которым свойственны новые специальные отправления" (1960). Ему удалось пронаблюдать в лаборатории формирование подлинного образования новой для испытуемых способности, в основе которой лежит новый функциональный механизм анализа основной высоты сложных разнотембровых звуков. Причем А.Н.Леонтьев отмечал, что эту способность, если она не сформировалась, можно активно строить. Таким образом, А.Н.Леонтьев доказал, что способности можно формировать, но, все-таки, на основе природных задатков. Поэтому мы считаем, что термин «формирование» относительно способностей человека так же имеет право на существование, как и термин «развитие».

В этой связи уместно вспомнить теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, наиболее активным последователем которой был В.В.Давыдов. В своей знаменитой статье "Соотношение понятий "формирование" и "развитие" психики" (1966) ранний В.В.Давыдов предлагал применительно к отдельному человеку отказаться от термина "развитие". Вместо этого он предлагал использовать термин "формирование психики" индивида. Под этим термином он

понимал "овладение, приобретение, освоение, присвоение вне его лежащей "общественной" природы, опредмеченной в материальной и духовной культуре, то есть в особых продуктах предметной деятельности предшествующих поколений людей". Иначе говоря, по мнению В.В.Давыдова, все виды и способы деятельности человека, в том числе и его индивидуальная активность, потребности, стремления, склонности от начала и до конца есть результат присвоения общественно заданных и в определенном смысле нормативных образцов этой деятельности. "Общественные учреждения, так или иначе, определяют характер процесса формирования индивида по своему образу и подобию" (1966). Следовательно, считал он, развитие относится к обществу в целом, но не к индивиду, а становление последнего и, прежде всего, его психики - это не развитие, а формирование.

Но в эволюции научной деятельности В.В.Давыдова был другой период, и промежуточную стадию между двумя периодами представляет вторая обобщающая статья В.В.Давыдова о проблеме психического развития, написанная им вместе с А.К.Марковой (1978) и опубликованная через 12 лет после вышеназванной статьи. В этой статье П.Я.Гальперин по существу даже не упоминается (за одним незначительным исключением), а термин "развитие" (психики) применительно к становлению индивида, а не только всего общества, полностью восстановлен в своих правах и не заменен термином "формирование".

А.В. Брушлинский (1978) также соглашался, что термины "формирование" и "развитие" способностей имеют право на существование, но при этом он уточнял, что только каждый раз в определенном контексте.

С.Л. Рубинштейн (1989) считал, что развитие способностей человека происходит по спирали, то есть реализация возможностей для проявления способностей

одного уровня открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. Причем, он связывает проявление способностей не с конкретным характером человеческой деятельности, а с развитием психических процессов: "Психический процесс переходит в способность по мере того, как связи, определяющие его протекание, стереотипизируются". Способность при этом понималась как "стереотипизированная система рефлекторных связей".

< Назад | Дальше >