Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Понятие «одаренность» Б.М.Теплов (1961) предлагает рассматривать с точки зрения тех требований, которые предъявляет к человеку конкретная практическая деятельность. Поэтому он пишет, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно только говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности. И предполагается, что человек, имеющий одаренность к какой-либо деятельности, не обязательно будет в ней успешен. Б.М.Теплов пишет: «От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть, наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями». Поэтому одаренность не является единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

Исходя из принципа системности проявления отдельных способностей в деятельности и понимания способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, В.Д.Шадриков (1996) также дает характеристику одаренности, как системного качества, проявляющегося в какой-то конкретной деятельности.

С.Л.Рубинштейн (1960) в свое время критиковал те теории общей одаренности, которые отрывали одаренность от конкретных специальных способностей. Так же понимал соотношение способностей и одаренности к какой-либо деятельности и Б.М.Теплов (1961). Он впервые дал глубокий анализ структуры музыкальной одаренности, органически связанной с общим развитием личности. Открытие И.П.Павловым законов высшей нервной деятельности раскрыло системность, целостность условно-рефлекторной деятельности мозга, позволило говорить о

взаимосвязи между общей одаренностью и специальными способностями и объяснить природную основу этой взаимосвязи.

В.Д.Шадриков (1966) пишет, что способность, понимаемая с позиции системного подхода как свойство функциональной системы, есть одна из "клеточек", на основе которой можно построить всю систему

познавательных способностей как систему свойств функциональных систем мозга, реализующих

отражательную функцию.

В настоящее время данная проблема в различных аспектах разрабатывается фактически всеми научными психологическими школами, став одной из центральных для педагогической психологии, социальной психологии и педагогики, то есть изучается на междисциплинарном уровне. В большинстве исследований проблема интеллекта рассматривается через призму проблем психологии развития, возрастной и педагогической психологии.

Ж.Пиаже писал: «Интеллект - это сложная многоуровневая система, относительно устойчивая структура умственной способности, особая форма взаимодействия между субъектом и объектами, специфическая деятельность, которая будучи производной от внешней предметной деятельности, предстает как совокупность интериоризованных операций,

скоординированных между собой и образующих обратимые, устойчивые и одновременно подвижные целостные структуры» (1986, C.78).

Если сторонники теории черт личности понимали личность как простую совокупность абстрактных черт, то, как пишет Б.Б.Коссов, «…более высокий уровень системности был присущ, например, концепции

Б.Г.Ананьева, который постоянно акцентировал внимание на взаимосвязях свойств (хотя и тоже абстрактных)» (1997). Более высокий уровень системности в изучении личности

создали идеи В.С.Мерлина об индивидуальном стиле деятельности как соотношении свойств личности и объективных требований деятельности. Б.Б.Коссов пишет: «Однако в контексте проблемы личности речь должна идти не о тех или иных деятельностях, а о жизнедеятельности человека в целом. Кроме того, вряд ли следует трактовать индивидуальный стиль деятельности только как способ компенсации неэффективных в данных условиях свойств нервной системы, сужая этим данное самим В.С.Мерлиным определение стиля» (Коссов Б.Б., 1997).

Исследовать личность системно, во всех ее взаимосвязях не только в конкретной деятельности, но в жизнедеятельности в целом призывают многие авторы (Анцыферова, Л.И. 1986; Холодная М.А., 2002; Шадриков В.Д., 1996). Многие психологи пишут, что сами понятия не имеют четких границ. Это касается как понятия «интеллект», так и такого понятия, как «системный подход». Л.И.Анцыферова, например, так определяет понятие системности: «В истории психологии понятие системности неразрывно связано с понятиями целостности, живой органической целостности, саморазвивающейся и самодополняющей себя новыми «органами» целостности» (1986, С. 61). Поэтому системный подход к изучению личности предполагает и обсуждение вопроса о границах той уникальной целостности, которой является личность.

М.А.Холодная, исследуя личностные факторы интеллекта в рамках теории деятельности, пишет: «Тезис о пристрастности (эмоциональности) познавательного

отражения, безусловно, верен. Тем не менее, существуют, к счастью, границы этой пристрастности, и задаются они, в первую очередь, уровнем интеллектуальной зрелости личности. В этом как раз и заключается один из парадоксов психологии интеллекта: на познавательную деятельность на любом ее уровне (восприятия, памяти, мышления и т.д.)

действительно оказывают влияние разнообразные личностные факторы» (2002, С.69).

Единство аффекта и интеллекта «…может выражаться в двух качественно разных формах: интеллект может контролировать влечения, высвобождая сознание из плена страстей, и интеллект может обслуживать влечения, погружая сознание в иллюзорный, желаемый мир» (Холодная М.А., 2002, С.70). Поэтому критерием интеллектуальной зрелости, по мнению М.А. Холодной, выступает способность субъекта принимать мир и любое событие таким, каким он объективно является, и менять свои мотивы и потребности с учетом объективных требований действительности. А низкий уровень интеллектуальной зрелости будет инициировать, по-видимому, разные варианты защитного поведения.

Оригинальную концепцию способностей предлагают В.Д.Шадриков и Л.В.Черемошкина (1990), в которой они объединяют идеи деятельностного, системного и комп-лексного подходов. Способности определяются авторами как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (1990, С. 14). «Такое понимание способностей позволяет указать их место в структуре психики: с одной стороны, они реализуют функцию отражения и преобразования реальной действительности, с другой — характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства» (Там же).

Обращаясь к проблеме развития способностей, мы сталкиваемся с проблемой деятельности, с определением места и значения способностей к деятельности, с выявлением условий, при которых деятельность становится средством развития личности в целом и способностей в

< Назад | Дальше >