Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

Но определение интеллекта только как формы организации ментального опыта человека, по мнению В.Н.Дружинина, не совсем правильно. По его мнению, организация ментального опыта определяется общей

способностью к умственной деятельности, а именно, общим интеллектом, как свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. А структура ментального опыта есть лишь результат функционирования этой системы (2001, С.15).

Таким образом, мнения ученых о психологической природе общих умственных способностей достаточно разнообразны и противоречивы. Понимая общие умственные способности как многоуровневую систему, состоящую из многих подсистем и имеющую многообразные функции, мы приходим к выводу, что невозможно дать им однозначное определение, а в исследованиях способностей нужно осуществлять комплексный подход. Такой подход поможет выявить общие умственные способности во всех их взаимосвязях и взаимоотношениях со многими другими подструктурами личности – мотивацией, темпераментом, характером, направленностью и т.д.

Рассматривая способности человека как сложную многоуровневую систему, реализующую психические функции в зависимости от требований деятельности, мы понимаем развитие способностей как развитие системы или как процесс системогенеза. «Развитие способности – это развитие системы, реализующей ту или иную функцию; это процесс системогенеза», пишет В.Д.Шадриков (1997, С.73). Любую конкретную способность нельзя рассматривать отдельно от других способностей. Способности проникают друг в друга, одни входят в состав других, более высокого уровня обобщения, а некоторые способности, например, аттенционные, являются «сквозными», то есть, проходящими через все остальные способности.

Можно сказать, что отдельные способности не просто сосуществуют независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития

других способностей. Поэтому мы наблюдаем удивительные факты компенсации, и даже сверхкомпенсации одних недостаточно развитых способностей другими способностями. В связи с этим Б.М.Теплов писал: «Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека...» (1961, C. 22).

В.Г. Леонтьевым (1992), Л.Ф. Алексеевой (2000) и другими интеллект рассматривается как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды и как фактор саморегуляции психической активности. По мнению Л.Ф.Алексеевой (2000), активность, являясь интегральной характеристикой личности, проявляется в различных видах деятельности и зависит от общего психического развития человека. То есть, чем выше интеллект, тем шире диапазон проявлений активности индивида, тем более вероятны возможности развития интеллекта.

Наше исследование заключается в углублении поисков структуры и динамики психических процессов на основе развития общих способностей человека к взаимодействию с окружающим миром. Для этого необходимо уточнение иерархии и конкретных взаимосвязей разных уровней организации психического. Способности так тесно взаимосвязаны между собой, что выделение отдельных способностей (мыслительных, мнемических, перцептивных), становится весьма условным. Ученые, выделив (условно) отдельные умственные способности, так и не пришли к

единому подходу их классификации. Ведь какую бы классификацию мы не придумали, все равно она будет тоже условной (абстрактной), а отнесение какой-либо способности к определенному виду возможно с той или иной степенью допущения.

Многие ученые пытались выделить такие основания для классификации общих способностей человека, которые не входили бы в противоречие с эмпирическими данными. Например, в завершающей главе «Способности» своей монографии «Психология деятельности и способности человека» (1996) В.Д.Шадриков попытался создать стандартный перечень способностей, отобрав наиболее содержательные, информативные и одновременно наиболее общие основания классификации.

К таким основаниям были отнесены:

- производительность, характеризуемая количеством продукции, полученной в единицу времени, или характеризуемая скоростью выполнения тех или иных действий;

- качество как соответствие результата деятельности необходимым требованиям;

- надежность, определяемая с качественной стороны как способность выполнять требуемые функции в определенном интервале времени, а с количественной - как вероятность выполнения этих функций в течение заданного времени и в заданных условиях.

Все перечисленные основания классификации способностей человека являются характеристиками продуктивности психических процессов, как

функциональных систем, определяющих формирование и функционирование системы деятельности. Благодаря такому подходу к классификации способностей, В.Д.Шадриков выделил семь основных видов психических процессов, каждый из которых может выступать в качестве способности. Это такие процессы, как ощущение,

восприятие, память, представление, воображение, мышление и внимание. Существует тесная и неразрывная связь между всеми психическими процессами, еще раз подтверждающая единство психики человека как системы.

Пришедшие на смену линейным моделям представления о психическом развитии как сложном системном процессе, в котором происходят качественные изменения психических функций, имеются периоды спадов и подъемов, на первый взгляд, приводят к предположению о нестабильности и, следовательно, непредсказуемости индивидуального развития. Однако, в действительности это не так. Известные в психологии лонгитюдные исследования, охватывающие периоды времени в 30-40 лет, дают доказательства относительной стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д. Существуют также данные о стабильности психофизиологических характеристик человека.

В контексте деятельностного подхода выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности, о значении и личностном смысле как единице строения личности.

Деятельностный подход в изучении структуры способностей был предпринят Б.М.Тепловым (1961), который писал: «...мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

< Назад | Дальше >