Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

2) понятливость (организация и применение знаний);

3) сходство (установление сходства между объектами по некоторому принципу);

4) арифметика (уровень владения арифметическими действиями, а также уровень развития концентрации внимания и кратковременной памяти);

5) словарь (определение слов);

6) числовые ряды (повторение числовых рядов, определяющее развитие кратковременной памяти и внимания);

7) предложения (повторение предложений – развитие кратковременной памяти и внимания).

Дифференцированная оценка уровня умственного развития по двум шкалам позволила выявить не только возрастные, но и качественные индивидуальные особенности развития интеллекта. С особенностями интеллектуального развития ребенка тесно связаны успешность освоения учебной деятельности и в целом процесс социализации ребенка, становления его личности.

Раскрытие содержания и структуры способностей проводилось и проводится через анализ психологических требований, предъявляемых к человеку различными видами деятельности. Однако выполнение любого конкретного вида деятельности предполагает определенную систему

знаний, умений и навыков. Поэтому при определении психологической сущности общих умственных способностей на первый план выступил вопрос о соотношении их со знаниями, умениями и навыками.

Уровень умственного развития является основой для усвоения новых знаний и умений, а также основой возникающих новых умственных действий. Здесь проблема умственного развития смыкается с проблемой интеллекта или общих умственных способностей. Но "интеллект" и "уровень умственного развития" понятия не

тождественные, как и понятия "интеллект" и "обучаемость".

Интеллект - это не сумма знаний и умений, а то, что способствует их успешному усвоению. Коэффициент IQ стал символом интеллекта, а не только показателем по тесту, так как он обладает определенной стабильностью, и у отдельных индивидов не изменяется в течение длительного времени. Причиной стабильности IQ является относительная неизменность окружающей среды, так как дети долгие годы находятся в одной и той же культурной среде. А также большую роль играет то, что умения и навыки, полученные на ранних этапах развития ребенка, сохраняются и служат предпосылками для последующего его обучения.

Но относительная стабильность IQ носит статистический характер, а что касается отдельных испытуемых, то здесь может быть большой сдвиг показателей IQ, полученных при повторном испытании. Сказывается все же зависимость тестовых оценок от окружающей среды (уровень образования родителей, наличие домашней библиотеки, разные культуры и т.д.). Уровень умственного развития индивида зависит от интеллекта, а также он зависит и от других факторов: условий жизни, особенностей учебного заведения, методов обучения и т.д., и возрастает от младших классов к

старшим, в то время как интеллект относительно постоянная величина. В настоящее время стала общепринятой точка зрения, согласно которой интеллектуальные тесты измеряют не интеллект, а умственное развитие.

В 60-е годы произошел своеобразный кризис психологического понятия "интеллект". На протяжении длительного времени тесты интеллекта служили средством измерения некоторой психической реальности, о сущности которой имелись довольно нечеткие представления.

Рассмотрим теперь соотношение понятий "интеллект" и "уровень умственного развития" с понятием "обучаемость". Сейчас многие психологи считают и доказывают, что мышлению можно научить. Существует теория поэтапного формирования умственных действий (Талызина Н.Ф.,1975; Гальперин П.Я.,1985 и др.), где разработаны способы управляемого развития мышления. Поэтому понятие «умственное развитие» тесно связано с понятием "обучаемость". Но все же это разные понятия.

Во-первых, обучаемость характеризует лишь учебные способности и, во-вторых, она слишком зависит от методов и средств обучения, а также личности учителя. Н.С.Лейтес (1985) на основе своих исследований показал, что если уровень умственного развития школьников возрастает от младших классов к старшим, то обучаемость младших школьников часто, наоборот, выше обучаемости старших школьников. Поэтому нельзя оценивать уровень умственного развития ребенка на основе его обучаемости, также как нельзя отождествлять понятия: "уровень умственного развития", "обучаемость" и "интеллект".

В.Н.Дружинину (2001) все же удалось получить двухфакторную структуру «обучаемость – интеллект», где между этими двумя факторами существует положительная связь. По его мнению, обучаемость детерминирует успешность овладения новым знанием, а интеллект –

успешность применения знания при решении задач. Хотя сам В.Н.Дружинин признается в том, что выявленные корреляционные связи являются недостаточно устойчивыми.

Итак, в настоящее время большинство психологов признают, что интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, которые зависят от степени обученности индивида и от их природных возможностей.

< Назад | Дальше >