Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

2. На втором уровне обобщенности выступают (как и у Ч.Спирмена) три основных фактора, причем один из них наиболее тесно связан с генеральным.

3. Третий - низший уровень иерархии - занимает 10 подфакторов.

Согласно второй точке зрения, названной "сборка" -"дифференцировка", структура интеллекта рассматривается со следующих двух позиций.

Первая позиция ("сборка"): общий интеллект как бы складывается из отдельных факторов, следовательно, уровень общего интеллектуального развития индивида является "суммой" уровней развития отдельных не только когнитивных, но и психомоторных, и психорегуляторных, и коммуникативных способностей.

Вторая позиция ("дифференцировка"): способности развиваются от общих к частным, поэтому общий фактор является первичным системы более высокого уровня общности, и его подфакторы являются свойствами подсистем этой глобальной системы.

Концепция дифференцировки имеет больше эмпирических подтверждений. "По данным

психогенетических исследований, - пишет В.Н.Дружинин, -общий интеллект в большей мере зависит от генотипа, чем отдельные его подфакторы, и, кроме того, исследование факторной структуры общих способностей показывает увеличение числа подфакторов от 3 до 18 лет" (1996, С. 9).

Теория интеллекта Ч.Спирмена базировалась на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов. Основой таких связей, по его мнению, является наличие некоторого общего начала, названного "общим" или "генеральным" (general factor, сокращенно g) фактором интеллекта. Кроме g- фактора, был выделен s - фактор, который характеризовал специфику каждого конкретного

тестового задания. Поэтому теория Ч. Спирмена получила название "двухфакторной теории интеллекта".

М.А.Холодная пишет, что Спирмену удалось разграничить уровневые свойства интеллекта (сенсорно-перцептивные и вербальные способности) и его комбинаторные свойства (способности выявлять связи, имплицитно заданные в том или ином содержании). Иными словами, "впервые была поставлена проблема репродуктивных и продуктивных аспектов

интеллектуальной деятельности" (2002, С. 17).

Р.Кэттелл (1957) также признавал иерархическую структуру интеллекта и провел разграничение интеллекта на "текучий" интеллект, ответственный за приобретение и использование новых знаний и "кристаллизованный" интеллект, образующий систему ментальных навыков. По мнению Кэттелла, кристаллизованный интеллект - это результат образования и различных культурных влияний. А текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы, и его функция - в быстрой и точной обработке текущей информации.

Кроме этих основных интеллектуальных способностей, Кэттелл идентифицировал три дополнительных фактора: 1)"визуализация" (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач); 2) "память" (способность воспроизводить и сохранять информацию) и 3) "скорость" (способность поддерживать высокий темп реагирования).

Как подчеркивает М.А.Холодная, главным теоретическим результатом теорий об иерархической структуре интеллекта явилось признание существования «общего интеллекта» и выделение высших и низших уровней интеллектуальной активности (2002).

Л.Терстоун (1941) выступил против идеи характеризовать интеллект с точки зрения развития его общего фактора. Он показал, что существуют различные группы способностей, и дети, имеющие высокие показатели

развития одних способностей, могут иметь низкие показатели развития других способностей. В своих исследованиях на основе большого количества проведенных испытаний самых разных сторон интеллектуальной деятельности Л.Терстоун выделил 10 групповых факторов, 7 из которых он назвал "первичными умственными способностями":

S–фактор ("пространственный") - способность мысленно оперировать пространственными отношениями;

Р–фактор ("восприятие") - способность детализировать зрительные образы;

N–фактор ("вычислительный") - способность выполнять основные арифметические действия;

V-фактор ("вербальное понимание") - способность раскрывать значение слов;

< Назад | Дальше >