Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Н.Ц. Бадмаева "Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей"

• наличием умственных отсталостей разных уровней, обычно проявляющихся во всех видах деятельности.

Н.Д.Левитов писал: «Игнорирование понятия общего интеллекта приводит в последнее время к бездоказательным утверждениям о том, что то или другое лицо обладает специальной способностью» (1962, С.32).

По мнению Ю.А.Самарина, «…способность включать новые знания в сформировавшуюся систему знаний и гибко перестраивать эту систему в связи с накоплением новых фактов является одной из существеннейших синтетических умственных способностей, развившихся в результате многообразного жизненного опыта» (1962, С.47).

Умственные способности проявляются в усвоении и применении различных систем знаний, а развитие ума (способностей) неразрывно связано с всесторонним и специальным ростом знаний. Конкретный интеллект связан с уровнями развития культуры в различные эпохи существования человека, поэтому филогенетическое развитие интеллекта современного человека отличается от интеллекта человека прошлых эпох. Но психологический механизм интеллекта не имеет таких различий, ему свойственны лишь индивидуальные различия,

определяемые условиями онтогенеза. Поэтому в данном случае интеллект выступает как способность.

Понятие "интеллект" очень многопланово, поэтому в обобщенном виде, по мнению Я.А.Пономарева, интеллект понимается как "…аппарат специфической для живых систем ориентации во времени и пространстве". А если

сузить представление об интеллекте человека до его психологического механизма, то важнейшей особенностью этого механизма является способность действовать "в уме" (1975, С.11).

Вопрос о соотношении общих и специальных способностей является до сих пор неясным. В.Д.Шадриков, на наш взгляд, совершенно прав, считая, что «…феномен специальных способностей, как отличных от общих способностей, является фантомом». По его мнению, специальные способности есть общие способности, «…приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности» (1996, С.232). То есть специальные способности являются оперативной формой общих способностей.

В работе В.Д.Шадрикова (1996) способности рассматриваются как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическая функция, и представлен онтологический аспект этих качеств личности. По его мнению, способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга,

межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций.

Несмотря на многочисленные исследования ученых, в психологии интеллекта в настоящее время много неясного и требующего дальнейшего теоретического осмысления. Достаточно назвать такие проблемы, как психогенетика и психофизиология интеллекта, развитие и формирование интеллекта, структура интеллекта, связь интеллекта со специальными способностями, а также с личностными чертами, мотивацией, эмоциями и т.д. Также актуальными являются проблемы психодиагностики интеллекта, связей интеллекта и деятельности, интеллекта и творчества и т.д. При изучении способностей основная проблема заключается в определении тех психологических качеств, которые рассматриваются как способности; в нахождении

их места в познавательной деятельности и в их измерении, позволяющем выявить уровень развития способностей. Иными словами, под общими умственными способностями понимаются качества интеллекта, стоящие за определенными количественными показателями его развития.

Большой вклад в исследование интеллектуального развития внесли работы Ж.Пиаже и его школы (1976, 1986). Ж.Пиаже опровергает ряд психологических теорий, в частности, априористскую концепцию психологии мышления, согласно которой интеллект представляет собой некое «зеркало логики», гештальтистскую теорию, основанную на понимании интеллекта как совокупности независимых от развития психики структурных образований.

Ж.Пиаже формулирует свой подход, известный в психологии как когнитивный, согласно которому, «интеллект – относительно устойчивая структура умственной способности индивида, особая форма взаимодействия между субъектом и объектами, специфическая деятельность, которая будучи производной от внешней предметной деятельности, предстает как совокупность интериоризованных операций,

скоординированных между собой и образующих обратимые, устойчивые и одновременно подвижные целостные структуры» (1976, С.78). Уже тогда Пиаже рассматривал интеллект в деятельностном контексте.

Что входит в состав или структуру способностей? С.Л.Рубинштейн считал, что в состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Но "…ядро способности,- по мнению С.Л.Рубинштейна,- это не усвоенная, не автоматизированная операция, а те психические процессы,

посредством которых эти операции и их функционирование регулируются, качество этих процессов" (1960, С.9).

Существует несколько моделей структуры умственных способностей, выделенных на основе факторного анализа. В одних из них выделяется только "общий фактор", характеризуемый как формальная умственная способность, например, "g-фактор" по Спирмену (1932). В других -только "групповые факторы", рассматриваемые как независимые "первичные способности" (Л.Терстоун, 1941; Дж. Гилфорд, 1966). В третьих - более или менее сложная иерархия факторов разной степени обобщенности (Р.Кэттелл, 1971; Ф.Вернон, 1961; Д.Векслер, 1992).

В.Н.Дружинин (1996) более подробно охарактеризовал две разные точки зрения на интеллект как на способность. Согласно первой точке зрения (оппозиция: холизм – структурность) интеллект рассматривается как глобальное, целостное свойство, как способность индивида правильно решать любые задачи, которые ставит перед ним среда. Причем сам автор модели "генерального фактора" (Ч. Спирмен) не придерживался такой позиции, но многие его последователи считали интеллект неразложимой целостностью. Г.Айзенк (1967), Ч.Спирмен (1932) и др. считали, что существует несколько подфакторов общего интеллекта. Ч.Спирмен выделил помимо общего интеллекта и специфических факторов, отвечающих за успешность решения разнородных тестовых задач, еще "математический", "лингвистический" и "механический" факторы. Психологи, придерживающиеся мнения об иерархической структуре интеллекта обычно выделяют следующие три его уровня:

1. Общий фактор, который тестируется такими тестами, свободными от культуры, как "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена, тест Р.Кэттелла и др.

< Назад | Дальше >