Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

Необходимо как можно раньше дать ребенку пред= ставление о макете. Легче всего это сделать на примере его собственной комнаты, которую можно воспроизвести с по= мощью игрушечной мебели. При этом нужно точно зафик= сировать все пространственные отношения. Для ребенка очень важно понять, что большое пространство можно передавать с помощью маленьких макетов, которые можно потрогать рукой.

Развитие слухового и тактильного восприятия. Многим кажется, что при серьезных поражениях зрения, автомати= чески начинают усиленно развиваться слуховой и тактиль= ный анализаторы. Это далеко не так. Зрение, являясь ведущим анализатором, несет интегративную, организу= ющую функцию для использования информации из других модальностей. У детей с нарушениями зрения на первых этапах возникают сложности с анализом звуковой и так= тильной информации. Зрячие младенцы более точно тянутся к звучащей игрушке в темноте, чем слепые, зрячие дети быстрее научаются распознавать предметы на ощупь, чем слепые. Поэтому необходимо предпринимать плано= мерные действия по развитию тактильного и слухового восприятия.

Для развития слухового анализатора, особенно, на пер= вом этапе, нужно подумать об обеспечении фона. Ребенка не должно окружать многообразие звуков, в котором трудно разобраться. В то же время нужно планомерно обращать внимание ребенка на разные звуки в окружающей среде: тиканье часов, дверной звонок, шум воды, пыхтение чай= ника, звук радио и т.д. С самого раннего возраста надо учить ребенка ориентироваться на звуки в пространстве. Стабиль= ные элементы звуковой среды должны служить маркерами пространства. Кроме того, нужно научить ребенка двигаться за звуком, меняя направления вслед за источником звука. Прежде всего, он должен уметь следовать за голосом матери. Особое внимание надо уделить тренировке поиска «замол= чавшего объекта». Звонить погремушкой до того момента, как положить ее на стол перед ребенком, подбадривая его, чтобы он ее нашел и взял ее. Для ребенка, который начал перемещаться в пространстве, нужно проделывать то же са= мое в манеже или кровати. Важно, чтобы звук фиксировал локализацию. Дл

я ребенка, который уже начал ходить, эти же упражнения нужно проделывать в пространстве комнаты сначала с постоянно звучащими, а затем с замол= кающими объектами. Развитию звукового восприятия способствуют и занятия музыкой, пением, танцами.

Что касается тактильного восприятия, то здесь у роди= телей и воспитателей нескончаемое поле для деятельности. Тактильное восприятие очень важно для ребенка с грубыми поражениями зрительного анализатора, но часто оно долго остается в самой примитивной форме: исследование окруже= ния через рот. Рука в исследование мира часто включается слишком поздно. Если трехлетний зрячий ребенок в отсут= ствии зрительного контроля делает примитивные прослежи= вающие движения рукой, то слепой или практически слепой ребенок просто хватает и сжимает предмет, не пытаясь проследить его форму.

Прослеживающим движениям руки надо учить, и начи= нать нужно как можно раньше. Расслабляя ладонь ребенка, нужно передвигать ее вдоль разных предметов, обращать

внимание на разные поверхности: гладкие, шершавые, ворсистые и т.д. Необходимо связывать качество этих поверхностей с предметами. Начиная с двухлетнего воз= раста, необходимо вместе с ребенком тактильно изучать знакомые ему предметы –— кружку, ложку, тарелку, игрушку, фрукты, чтобы складывалось достаточно точное представ= ление о форме этих предметов.

От трех до пяти лет и позднее надо изучать формы разных животных и птиц на моделях. При этом начинать нужно с животных, с которыми ребенок знаком в реальной жизни, для того, чтобы он мог понять, что такое модель. Затем переходить к другим животным, но стремиться, чтобы в наборах животных сохранялись относительные размеры этих животных. Кошка не должна быть больше слона. Часто этот аспект не учитывается родителями, и у детей складываются неправильные представления о разме= рах объектов. Формы таких моделей тоже должны быть реалистичными. В детских игрушках часто непропор = ционально большая голова у любых животных. Этого следует избегать. Нужно изучать и модели транспорта, и модели окружающего пространства. В этот же период стоит заняться и изучением основных геометрических форм. Однако не следует нагружать ребенка сверх меры. Как тактильную, так и звуковую информацию нужно дозировать, а исследование тех или иных сторон действи= тельности — тщательно планировать.

Формирование ментальных репрезентаций. Объекты окружающего мира для детей с грубыми нарушениями зрения часто представлены фрагментарно, и это не позво= ляет сформировать у них полные и устойчивые ментальные представления об этих объектах. Помощь в этом процессе оказывает изучение объектов на моделях, о котором мы го= ворили выше. Нужно еще раз подчеркнуть, что сначала вы должны быть уверены в том, что ребенок понял идею модели как уменьшенной копии реально существующих предметов.

Большое значение в понимании формы имеют занятия лепкой. Начинать эти занятия нужно рано — в 3–4 года. Сначала ребенок должен лепить самые простые формы, но они должны называться, затем можно переходить к про= стым символическим фигуркам (человек, собачка, кошка). Ориентироваться нужно на то, что рисуют зрячие дети в этом возрасте.

Многие будут очень удивлены, но не только лепка, но и рисование доступны слепым и слабовидящим людям. Поэтому не стоит пренебрегать занятиями рисованием. Эти занятия помогут развить прослеживающие движения ребенка и сформировать более точные представления о форме. В норме дети сначала рисуют прямые горизон= тальные и вертикальные линии, затем круги, которые превращаются в солнышко, далее овалы, которые превраща= ются в людей, квадраты, которые превращаются в домики и т.д. Именно с этого и нужно начинать, занимаясь со слепым или слабовидящим ребенком, а затем переходить к более сложным формам. Рисовать можно карандашом на бумаге, но лучше стержнем на поверхности, которая сохраняет вдавленные следы, для того, чтобы ребенок мог ощупать творение своих рук. Причем рисовать он может начать значительно раньше, чем научится ощупывать линии.

Развитие речи. Если вы прочитали главу 2 данной книги, вы поняли, что для развития речи, прежде всего, важно развивать коммуникации и взаимодействия между роди= телем и ребенком. Необходимо способствовать развитию разделенной репрезентации, стимулировать имитационную и жестовую активность. При недостаточном развитии зрительного восприятия разделенная репрезентация форми= руется в совместной деятельности в одном и том же простран= стве. Чем больше вы будете взаимодействовать с ребенком в определенных пространственных контекстах, тем лучше. Нужно постоянно стимулировать имитационную активность ребенка, подбадривая его словами: «скажи, как мама»;

«подними руки вверх, как мама» (ребенок не видит маму,

< Назад | Дальше >