Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Codostan.ru

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

и то же время. Тогда возникающие ожидания будут оправды= ваться, мир станет более определенным, снизится уровень базовой тревоги. Ребенок будет меньше плакать и каприз= ничать, чаще будет готов сотрудничать со взрослым. Режим должен касаться не только приема пищи, сна и прогулок, но и занятий по тактильному исследованию домашней обстановки, предметов, построению диалогов и т.д.

Стимулирование самостоятельной и исследовательской активности. Полученные нами данные подтверждают, что исследовательская активность является очень важным фактором в формировании знаний об окружающем мире. Похожие результаты были получены и в некоторых других исследованиях [Hazen, 1982; Rider, Rieser, 1988].

Матери должны проявлять максимум активности, но они не должны подавлять ее у ребенка. Надо заставлять его двигаться (переворачиваться, ползти, вставать, ходить и т.д.), стимулируя или голосом, или звуком любимых игрушек и т.д. Необходимо развивать двигательную активность ребенка, заниматься с ним физическими упражнениями.

Не следует потакать привязанности к одним и тем же игрушкам и занятиям, которая часто проявляется у детей с нарушениями зрения. Нужно демонстрировать новые игрушки, подкрепляя интерес ребенка собственным инте= ресом к ним. После того, как ребенок начнет ходить, необходимо давать ему поручения, которые заставят его передвигаться по квартире.

Необходимо учить детей задавать вопросы. Большинство родителей знают, что существует определенный период в жизни детей (примерно с 2–2,5 лет до 4–5), когда они становятся «почемучками». Они задают массу вопросов об окружающем мире и скапливают массу информации. У детей, острота зрения которых превышает 4%, такой период тоже наблюдается, они активно задают вопросы:

«а это что?», «кто пришел?», «а что ты принесла?», «а куда мы пойдем?» При этом часто они даже более активны, чем дети с нормальным зрением. Это естественно, т.к. информации

из окружающего мира им явно не достает. У детей с более низким зрением этот период сильно запаздывает, а если и на= ступает, то в очень слабом виде. Взрослые должны и здесь несколько подталкивать ребенка, стимулируя его вербальную активность: «Почему ты не спросишь меня, что я принесла; куда мы идем; какая погода; что показывают по телевизору?» Привыкнув задавать вопросы, ребенок будет более активно взаимодействовать с Вами и получать больше информации.

Развитие пространственных репрезентаций и понимания пространственных закономерностей окружающего мира. Данные проведенных нами исследований показывают, что для формирования адекватной картины мира, для развития моторики, и даже для развития социальных взаимодействий и речевых коммуникаций, очень важны базовые простран= ственные представления. Именно они позволят компенси= ровать отсутствия зрительного опыта и информации в когни= тивной сфере, в сфере движений и социальных контактов. Поэтому родители и позднее воспитатели должны исполь= зовать все средства для поддержки процесса формирования пространственных представлений об окружающем мире.

По мере моторного развития ребенка родители должны изучать вместе с ним пространство квартиры, а затем внешнее пространство. При этом важно обозначать и опи= сывать пространство. Ребенок должен знать, где располага= ется то, что его интересует: проигрыватель, выключатели, ваза с печеньем, игрушки. Вещи в пространстве должны иметь словесные обозначения. Не беда, что ребенок не может повторить названий, он их запоминает и может затем использовать в совместной деятельности.

Нужно побуждать детей двигаться в пространстве. Игра типа «прятки», когда взрослый стимулирует ребенка, находя= щегося в кроватке, двигаться на голос, меняя направление. Сразу у ребенка может и не получаться, но это приучит его к подобным играм. Затем, когда он будет ползать или ходить, можно передвигаться по комнате и даже выходить за ее пре= делы, подбадривая ребенка искать вас.

Большое значение для изучения пространства имеет совместная деятельность. Уже в самом маленьком возрасте, купая ребенка, моя с ним руки, слушая с ним песни у про= игрывателя, кормя его на кухне, нужно указывать, где вы на= ходитесь: в ванной, в гостиной, в кухне и т.д. Двигаясь с ребенком по квартире всегда говорите ему откуда и куда вы идете. Ребенок будет независимо от вас отмечать харак= терные особенности пространственных локусов: по шуму воды и прохладному полу, по ковру и звукам из окна, по запахам и теплу от плиты. Эти признаки помогут ему отделить пространственные локусы друг от друга и связать их простран= ственными отношениями. Впоследствии эти же принципы нужно использовать и для освоения внешнего пространства. Для понимания пространственных отношений очень важны пространственные предлоги. Родители должны проявить максимум терпения и скрупулезности, развивая понимание предлогов и связанных с ними пространственных отношений. Нужно хорошо представлять себе, что сущест= вует несколько видов пространст

венных отношений и что понимание разных видов отношений приходит к ребенку в разном возрасте. Хотя эти этапы не сменяют друг друга в жесткой последовательности, их развитие часто идет параллельно, и появление следующего этапа, не отменяет использование более простых пространственных отноше= ний, схема предложенная Ж.Пиаже и Б.Инельдер [Piaget, In=

helder, 1948] оказывается полезной.

На первом этапе (Ж.Пиаже полагал, что этот этап длится от 2 до 4–5 лет) развивается понимание и представление топологических пространственных отношений – отношений близости, включенности, рядоположности. Эти отношения описываются с помощью следующих слов: рядом, вместе, на,под, между, в, вокруг и т.д. На втором этапе (от 4–5 до 8–9 лет) развитие касается, прежде всего, проективных отноше= ний. Эти отношения имеют эгоцентрическую природу и описываются с точки зрения наблюдателя с помощью следующих слов: дальше, ближе, выше, ниже, справа, слева, один за другим и т.д.

На последнем этапе (от 9 до 12 лет) происходит освоение метрических отношений среды. Здесь важными являются расстояния и объективное взаиморасположение объектов в окружающей среде. Понимание метрических отношений представляет сложность, потому что требует одновременного учета множества отношений, использования объективной системы отсчета и метрических единиц. Метрические отношения описываются такими словами, как «на рассто= янии от…, до…», «расстояние между…». При их описании могут использоваться «проективные» или «топологические» предлоги, но всегда с учетом множественности отношений. Например, «стол стоит рядом со шкафом, но ближе к окну и напротив кровати, он справа от окна, если стоять лицом к окну, но слева, если стоять лицом к двери».

< Назад | Дальше >

Вам в Пользу интернет магазин товаров для дома и Эвер Афтер Хай кукла Эшлин Элла серия Лучницы