Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В течение последних двадцати лет моя работа как психолога была связана со слепыми и слабовидящими людьми разного возраста. Изучение механизмов формиро= вания и функционирования психических функций в усло= виях отсутствия или ограничения зрительного опыта всегда имеет цель разработать на основе нового понимания реаби= литационные процедуры, которые помогут преодолеть трудности, возникающие при отсутствии или грубых нару= шениях зрения. К сожалению, пособий для родителей и воспитателей детей с серьезными нарушениями зрения на русском языке не так много. Правда, в последние годы появились некоторые издания. [Григорьева и др., 2000; Солн= цева, 1997] Анализ проблемы формирования психических функций в условиях зрительной депривации в этой книге привел к формулированию некоторых важных положений для реабилитационной практики.

Детско родительские взаимоотношения. Как ни печально констатировать, но следует подчеркнуть, что в случае, когда ребенок рождается слепым (или с очень грубыми пораже= ниями зрительного анализатора) или теряет зрение сразу после рождения, возникают довольно существенные наруше= ния детско=родительских отношений. Это видно и из наших данных, и из данных других исследователей [Preisler, 1991]. Мать и ребенок меньше взаимодействуют друг с другом,

их эмоциональные контакты беднее. Они общаются, в основ= ном, по поводу удовлетворения основных нужд ребенка, а не для того, чтобы разделить совместные впечатления от окружающего мира. Это происходит потому, что слепой или практически слепой младенец не имеет возможности следить за действиями матери в отдалении, разделять с ней зрительное внимание к объектам, и привлекать ее внимание к объектам. Он может только дать знать, что его комфорт нарушен.

Естественно, родители младенцев, родившихся с серьез= ными нарушениями зрения, переживают глубокий психоло= гический стресс, переживая весь комплекс негативных эмоций. Такое положение вызывает тревогу. Оно требует очень раннего просвещения семей младенцев с нарушенным зрением. Ребенок очень чувствителен к эмоциональному состоянию матери. Если мать находится в тревожном или подавленном состоянии, то и ребенок будет находиться в подобном состоянии. Мать должна быть источником уверенности и любви. Только тогда можно ожидать от ребенка благополучного психического развития. Семья и профес= сиональные психологи должны помочь матери и ребенку в этом сложном деле.

Родители детей с грубыми поражениями зрения любят и жалеют их, готовы сделать для них все, что возможно, но не готовы сразу же взять на себя функцию организатора и интерпретатора окружающего мира, в чем так нуждается их ребенок; они не готовы стать профессиональными воспитателями и учителями. А именно это требуется их ребенку. Необходимо понять, что в случаях серьезных поражений зрительного анализатора недостаточно только заботиться о своем ребенке и хорошо к нему относиться. Нужно постоянно ориентировать ребенка по отношению к окружающему миру. Первичная ориентация у младенцев имеет эмоциональную основу. То, что хорошо, окрашивается положительными материнскими эмоциями, и ребенок радуется вместе с матерью. То, что может быть опасно, окрашивается отрицательными эмоциями матери. Ребенок

с нарушениями зрения должен радоваться вместе с матерью не только, когда она его кормит, берет на руки, ласкает, но и когда они вместе изучают мир вещей, природы и людей. Он не должен постоянно тревожиться и огорчаться, но дол= жен бояться опасных мест, переживать при неудачах, но при этом стремиться преодолеть трудности.

Мама должна стать первым «неисчезаемым объектом». Заходя в комнату, где находится ребенок, она всякий раз должна его приветствовать и представлять себя, независимо от того, поворачивает ребенок к ней голову или нет. Она долж= на комментировать свои и совместные действия и информи= ровать ребенка о своих и совместных планах. Мама ребенка с нарушениями зрения не должна только удовлетворять его потребности; она должна быть учителем и товарищем по играм и познанию.

Разметка внешнего мира. Пространственные и временные характеристики окружающего мира являются наиболее важными. Они задают постоянный контекст для восприятия и действий. Зрение позволяет отслеживать быстрые измене= ния окружающего мира. Все остальные органы чувств не предоставляют такой возможности [Millar, 1981].

Мир вокруг человека с серьезными нарушениями зрения должен быть стабилен в пространстве, во времени и в се= мантическом контексте. Пространство и время должны нести неизменную семантическую нагрузку. Вещи должны распола= гаться всегда на одних и тех же местах. Одни и те же действия должны также иметь постоянную пространственную привя= занность. Мама должна подходить к одной и той же стороне кроватки, и тогда ребенок ее будет ждать с этой стороны. Игрушки тоже должны располагаться в том месте, где их всегда можно найти. Кормить ребенка, слушать с ним радио, играть надо в одних и тех же определенных местах квартиры.

Временная структура также должна быть задана. В слу= чае если у ребенка серьезным образом нарушено зрение, временной режим его жизни должен быть максимально строгий. Ребенок должен просыпаться, есть, купаться в одно

< Назад | Дальше >