Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

авторы, исследующие пространственные представления на первых этапах формирования [Byrne, 1979, Pailhous,

1972]. Некоторыми авторами подобные искажения интер= претируются в качестве доказательства пропозициональных форм хранения пространственной информации [Byrne,

1979]. Возможны и другие объяснения. К такому результату может привести использование для кодирования направ= лений способа наиболее простого разделения пространства на четыре квадрата: спереди, позади, слева, справа от субъ= екта, которое является выделением некоторых проективных свойств пространства.

Вторая характерная ошибка слепых испытуемых, при= водящая к очень высокой величине отклонения, связана именно с ошибками в этом простом разделении простран= ства. К нашему удивлению, при оценке направлений слепые испытуемые нередко (при первом прохождении маршрута процент таких ошибок доходил до 30%) указывают прибли= зительно правильный угол, но в другую сторону. Например, испытуемый пришел справа, относительно своего конечного положения, но предполагает, что пришел слева. Такого рода ошибки могли достигать и 180 градусов. Их можно квалифи= цировать как ошибки кратковременной памяти. В данном случае они говорят о том, что кратковременная память связана, скорее, с последовательным кодированием инфор= мации, чем с пространственным. Последовательное запоми= нание поворотов очень часто дает сбои и потерю ориентации. На рисунке 3.3.б представлено, как меняется точность оценки испытуемых направлений на точки различной удаленности в начале и в конце обучения. На первом этапе хуже всего оценивается предпоследняя, ос

тавшаяся позади точка. На втором этапе – последняя, оставшаяся позади точка

(наиболее близкая к испытуемому). При этом точки, удален= ные от испытуемого на 4–5 трасс, оцениваются точнее и в том, и в другом случае. При первом прохождении маршрута, когда испытуемый проходит «новые» точки, ошибка суммируется. Она возрастает с 58,4 градусов при определении направления на начало только что пройденной

трассы до 72,6 градусов при определении направления на начало предыдущей трассы. Эти результаты свидетель= ствуют о том, что испытуемые на начальных этапах обучения суммируют векторы движения, конструируя таким образом когнитивную карту процедурного типа («карту=путь»).

При дальнейшем изучении местности ошибка в оценке направлений к начальной точке одной из предыдущих трасс

(отд еленной от испытуемого 4–5 трассами) перестает суммироваться и уменьшается до 35,4 градусов. Таким образом, оценка направления на более удаленные точки гораздо точнее, чем на точку, из которой только что пришел испытуемый. Это говорит о том, что испытуемые опираются уже не на подсчет, а на первичную целостную схему данной территории. В этот момент можно констатировать возник= новение первичной «карты=обозрения». Эта тенденция сохраняется и на последующих этапах. При втором прохож= дении маршрута по «новым» точкам оценка направления на стартовую точку только что завершенной трассы значимо хуже, чем оценка направления на начало предыдущей трассы.

О возникновении у испытуемых «карты=обозрения» свидетельствуют и оценки расстояний. Если сначала дистанции с несколькими поворотами оценивались по длине пути, то затем эта оценка сменяется оценкой расстояния по прямой. Совокупность всех этих данных не оставляет сомнения в том, что «карта=обозрение» у наших слепых испытуемых формируется, и это формирование начинается на самых ранних этапах освоения местности и совпадает в нашем случае с окончанием первого цикла трасс.

Такие результаты демонстрируют, что слепые испыту= емые строят свой пространственный образ способами, которые очень похожи на способы зрячих, и развитие этого образа у слепых проходит те же этапы, что и у зрячих. Однако не все результаты наших слепых испытуемых были аналогич= ны результатам зрячих. В частности, при определении на= правления предполагаемого движения на точки, которые бы= ли расположены впереди по маршруту, слепые испытуемые

до конца эксперимента пользовались способом «сложения векторов» и не переходили к оценкам на основе целостной схемы, которая к тому времени у них уже была.

Мы получили достаточное количество доказательств аналогичности представлений о макропространстве у сле= пых от рождения, поздно ослепших и зрячих. Действительно, точность слепых испытуемых при передаче простран= ственных отношений внешней среды может достигать уровня зрячих, у слепых от рождения и поздно ослепших формируются все типы представлений о пространстве, в том числе и «карта=обозрение». При этом последняя формируется не только после изучения макетов, но и при непосредствен= ном изучении местности. Этапы становления образа ранее незнакомой местности совпадают у зрячих и слепых испыту= емых. Все эти данные свидетельствуют в пользу амодаль= ности представлений о макропространстве. Однако наши результаты продемонстрировали важность зрительного опыта для функциональных связей и взаимодействия в системе пространственного знания.

Взаимодействие различных видов пространственного знания и включение их в практическую деятельность. Взаимодействие различных видов пространственного знания и их включение в практическую деятельность в последнее время выступает на первый план в ряде исследо= ваний. Для человека не столько важно иметь точные знания о местности, сколько уметь их использовать. Однако практи= ка показывает, что не каждое знание о местности может быть с успехом актуализировано в нужный момент.

В нашем исследовании взрослые испытуемые отвечали на вопросы о количестве архитектурных объектов и деталей в ансамбле Московского Кремля до и после различных вводных заданий, таких, как инструкция мысленно предста= вить себе местность, нарисовать план, мысленно пройти по определенному маршруту (обойти Московский Кремль с внешней стороны, описывая свой путь). Значимость различий между количеством воспроизведенных элементов

в разных сериях устанавливалась с помощью дисперсион=

< Назад | Дальше >