Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

тивного зрительного образа [Величковский, 1983]. Здесь были возможны два предположения. Во=первых, существо= вала вероятность, что так структурируется любая информа= ция, кодирующаяся пространственным образом. Во=вторых, можно было допустить, что прототипом формирования такой структуры являются механизмы зрительного восприятия или зрительного внимания. На перцептивной основе струк= туры пространственных представлений настаивают такие исследователи мысленных образов, как С.Косслин [Kosslyn,

1983], С.Корен и Дж.Циркус [Coren, Circues,], Б.Тверская

[Tversky, 1981]. Если их предположение верно, то отсутствие раннего зрительного опыта должно было приводить к от= сутствию такой структуры. Это предположение подтвер= дилось в наших экспериментах.

При анализе оценок расстояний внутри некоторой группы объектов влияние иерархической структуры прояв= ляется через феномен определенной группировки точек. Внутри такой группировки расстояния занижены, и объекты как бы стремятся приблизиться к одной точке; расстояния от группировки до всех остальных точек завышены. Такие кластеры точек могут согласованно сдвигаться относительно всей пространственной конфигурации. Мы провели три эксперимента, в которых участвовали слепые от рождения, поздно ослепшие и зрячие. Испытуемых просили оценить расстояния между 10 точками на территории Волоколамска,

11 точками на территории Школы Восстановления трудоспо= собности Бийска, 6 точками пришкольного участка Шко= лы=Интерната №1 для слепых детей Москвы. Ни в одном из этих исследований у слепых от рождения не проявился феномен специфической группировки точек, свидетельству= ющий о существовании иерархической структуры. Напро= тив, у поздно ослепших испытуемых этот феномен проявлял= ся даже в более яркой форме, чем у зрячих.

Такие данные находят подтверждения в исследованиях, демонстрирующих, что зрительный опыт играет важную роль в развитии чувствительности к изменениям простран= ственной структуры при передвижении без участия зрения

Дж.Райзер, Д.Гут, Е.Хол [Rieser, Guth, Hill, 1986]. Мы попыта= лись раскрыть механизмы влияния зрительного опыта на возможности использования иерархии включенных друг в друга схем в качестве структуры пространственных репрезентаций.

В одном из экспериментов мы просили слепых испыту= емых и зрячих с завязанными глазами построить макет территории сначала на пластине обычного размера, а затем на пластине меньшей площади (задача изменения мас= штаба). Анализ результатов показал, что слепые от рождения испытывали значительные трудности при построении макета на меньшей площади. Более того, им было даже трудно объяснить, что допустимо обозначить два объекта одной деталью конструктора. Эти данные позволили предпо= ложить, что причиной отсутствия обсуждаемых нами феноменов структуры в когнитивных картах слепых от рож= дения являются трудности, возникающие при «сжатии пространства» — кодировании нескольких пространственно разнесенных объектов одним символом.

Подтверждение этого предположения было найдено нами в исследовании развития пространственного образа у слепых. В этом исследовании наши испытуемые изучали незнакомую местность и по ходу обучения давали оценки расстояний и на= правлений между объектами. Если зрячие стабильно зани= жают оценки между близко расположенными объектами, объединяя их в один кластер, то слепые, напротив, на первых этапах формирования оценивают короткие прямые рассто= яния точно, а на последующих этапах стабильно завышают эти расстояния, практически раздвигая близкорасположен= ные объекты в субъективном пространстве.

В настоящий момент мы можем лишь догадываться о причинах нарушений «пространственного сжатия» у сле= пых от рождения. Возможно, абстрагирование от простран= ственных деталей затрудняется, поскольку каждая из них имеет большую функциональную значимость. Может быть, зрение само дает механизм «сжатия пространства» через восприятие перспективы. При удалении от объекта зритель=

но он становится все меньше, пока не превращается в точку на горизонте. В описываемом нами способе структури= рования детали как бы сливаются в одно целое. В ситуации отсутствия зрения с момента рождения субъект лишается такого опыта в восприятии пространственной информации

[Сергиенко, 1995].

3.3. Способы формирования пространственных представлений и включение их в практическую деятельность в условиях зрительной депривации

Формирования когнитивных карт в онтогенезе. Исследо= вания развития образов окружающего пространства стоят несколько особняком и имеют глубокую традицию в детской психологии. Они берут свое начало в работах Ж.Пиаже [Piag= et, Inhelder, 1948] и советского психолога Ф.Н.Шемякина

< Назад | Дальше >