Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

в отсутствии зрительного опыта

Пространственные репрезентации (особенно репрезен= тации географического пространства) имеют особое значе= ние при рассмотрении вопроса о роли сенсорной инфор= мации в мысленных образах. Они связаны с передвижением

и освоением реального пространства, и их изучение позво= ляет одновременно оценить роль специфически модальной информации и роль практических действий в мысленных репрезентациях. Они являются основой для планирования и развертывания повседневной практической деятельности

[Ананьев, Рыбалко, 1964] и связаны с глобальными струк= турами личностного опыта. Часто для их обозначения употребляют термин «когнитивные карты».

«Когнитивные карты» — термин, заимствованный из ра= бот Э.Толмена [Tolman, 1948 (1980)], большинство исследо= вателей определяет как репрезентации окружающего пространства, которые обеспечивают решение задач ориен= тации (определение взаиморасположения различных объек= тов, в частности собственного местоположения) и навигации

(планирование перемещения и непосредственное переме=

щение в пространстве). Употребляя термин [Lepecq, 1986]

«репрезентации географического пространства», обычно подчеркивают, что речь идет о широкомасштабном (или мак= ро=) пространстве, под которым понимается городской, сель= ский или природный ландшафт, начинающийся за дверью помещения.

Исследования когнитивных карт последнее время прохо= дят параллельно по двум направлениям. Первому направ= лению положила начало книга К.Линча «Образ города»

[Lynch, 1961]. Оно изучает когнитивные карты как феномен мира образов, представлений, ментальных операций и так далее. Сторонники этого направления могут рассматривать, например, как движение разного рода (реальное, вообража= емое или имитационное) влияет на структуру и точность когнитивных карт [Rieser, Guth, Hill, 1986]. Другое направле= ние представляет обратную сторону медали. Его сторонники продолжают линию Толмена [Tolman, 1948 (1980)]. Они рас= сматривают когнитивные карты как феномен структуры поведения и могут анализировать использование различного рода информации при перемещении [Scholkopf, Mallot, 1995]. Исследователи, придерживающиеся того и другого подхода, употребляют один и тот же термин, но практически не ссыла=

ются на работы друг друга. Такая ситуация обедняет оба подхода, в то время как именно «когнитивные карты», на наш взгляд, позволяют связать поведенческие и ментальные феномены в единую цепь.

Как и в случае других мысленных репрезентаций, влияние зрительного опыта на когнитивные карты можно исследовать с помощью нескольких экспериментальных приемов. Характерно, что если сначала исследователи начинают говорить о достоинствах и возможностях того или иного анализатора, то затем они переходят к несколько иным категориям, апеллирyя к опыту, который позволяет приоб= рести тот или иной способ анализа окружающей действи= тельности. В настоящий момент все большую популярность в рамках обсуждаемой проблемы приобретает понятие зрительного опыта. Зрительный опыт мы понимаем как систему операций (способов, навыков), обеспечивающих формирование перцептивного зрительного образа. Разли= чают ранний и ситуативный зрительный опыт. Ранний зрительный опыт складывается с первых шагов существо= вания младенца как совокупность способов зрительного анализа внешнего мира. Ситуативный зрительный опыт — это использование способов зрительного анализа внешнего мира в конкретной ситуации.

Некоторые исследователи пытаются показать включение зрительной информации в пространственные представления. О роли зрительных впечатлений свидетельствует, например, тот факт, что испытуемые, знакомые с городским районом, легко определяют по нескольким сделанным из одной точки, но под разными углами снимкам местоположение фотокамеры

[Hock, Schmelskopf, 1980]. В том же ключе могут быть интерпретированы факты использования конкретной зри= тельной информации (например, номера домов, их цвет, архитектурные детали) при ориентации и формировании представлений о пространстве [Scholkopf, Mallot, 1995].

Роль зрительного опыта можно определить и по тому, как изменяются пространственные представления, сформиро= ванные без его участия. Вопрос о возможности формирования

у слепых (особенно, слепых от рождения) мысленных пред= ставлений о географическом окружении, а также о том, насколько эти представления могут быть аналогичны пред= ставлениям зрячих, становится принципиальным.

< Назад | Дальше >