Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

Процентное соотношение правильного выполнения задания в разных возрастных группах детей с нормальным зрением (а)

и с грубыми нарушениями зрительной системы (б).

при патологиях зрения. Включение мнемического эталона в процесс решения задачи в перцептивном поле в боль= шинстве случаев происходит несколько позднее. Однако в дальнейшем (с 6 лет в норме и с 8 лет 4 мес. при патологии зрения) использование мнемического эталона часто позволяет быстрее решить задачу, чем в ситуации внешнего эталона. Использование базового прототипа всегда требует большего времени, особенно в ситуации, когда нужно собирать фан= тастическое животное, и становится возможным в среднем около 6 лет 3 мес. в норме и около 8 лет 5 мес. при патологиях зрения. Слабовидящим детям во всех случаях требуется больше времени для решения задач. Представленные резуль= таты показывают, что на определенной возрастной стадии

(8–9 у слабовидящих детей) использование прототипа из кратковременной памяти позволяет выполнять задачи

значимо быстрее, чем использование перцептивного про=

тотипа.

Важное сравнение было выполнено в эксперименте между использованием зеркального и идентичного образа в качестве прототипа. Использование зеркального образа в качестве перцептивного прототипа затрудняло выполнение задачи и требовало больше времени на ее выполнение даже у взрослых испытуемых с нормальным зрением. Слабовидя= щие дети могли справиться с такой задачей только приблизи= тельно в 10=летнем возрасте. Напротив, использование зеркального образа в качестве прототипа кратковременной памяти не изменяло решение задачи (и требовало приблизи= тельно столько же времени) по сравнению с использованием идентичного прототипа в этих условиях как у детей с нор= мальным зрением, так и у слабовидящих детей. Таким образом, зеркальный переворот значительно ухудшал решение задачи (у слабовидящих детей приводит к ее невы= полнению, у детей с нормальным зрением, — к значитель= ному увеличению времени решения задачи) при использова= нии внешнего эталона и практически не меняет результатов ни в какой группе при использовании

мнемического эталона. С каждым новым исследованием становится все более ясно, насколько важна пространственная составляющая в мысленных образах. Это проблема требует отдельного и серьезного анализа. В задаче мысленного сканирования пути [Hollins, Kelley, 1988] на доске устанавливали несколько объемных фигур. Слепые от рождения и зрячие испытуемые ощупывали каждую фигуру, а затем их просили определить форму доски, мысленно передвигаясь от одной фигуры к другой. Существовала значимая зависимость между дистанцией и временем сканирования и у слепых, и у зрячих. Время реакции, однако, было значительно больше в группе слепых. Следовательно, можно предположить, что образы слепых людей, как и образы зрячих, сохраняют метрическую

пространственную информацию.

В другом эксперименте М.Холинса и Э.Келли [Hollins, Kelley, 1988] слепые и зрячие испытуемые изучали располо=

жение небольших объектов на столе. Как зрячие испытуемые с завязанными глазами, так и слепые без труда могли указать в течение последующих 24 минут правильное расположение изученных объектов. И в том, и в другом случае присутствие одного из объектов делало воспроизведение позиции другого более точным. После перемещения под углом 90 градусов слепые испытуемые, как и зрячие, указывали действи= тельную позицию объектов.

Приведенные выше эксперименты свидетельствуют о том, что от рождения слепые взрослые способны сохранять и обрабатывать пространственные образы практически так же, как зрячие. Эти процессы, однако, могут занимать меньше времени при визуальном опосредовании, чем при незрительных формах опосредования поступающей инфор= мации. Накопление такого рода данных усиливает позиции сторонников амодального подхода к образам. Однако во всех экспериментах речь шла о представлении небольших пространственных форм.

Вместе с тем для возможности представления без участия зрения существует принципиальная граница между объек= тами, которые можно охватить рукой, и крупными предме= тами или обширными пространствами. Эта граница была обоснована еще в 1924 году М.фон Зенденем [Senden, 1924

(1960)]. Поэтому в настоящий момент особое значение для решения вопроса о характере, формировании и функциони= ровании мысленных репрезентаций приобретают исследо= вания представлений о значительных участках простран= стве («когнитивных картах») у слепых.

3.2. Характер ментальных представлений о крупномасштабном пространстве

< Назад | Дальше >