Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

[Григорьева, 1984; Григорьева и др., 2001]. В другом исследо= вании, которое было выполнено нами совместно с Л.П.Гри= горьевой и М.Э.Бернадской, изучались механизмы опозна= ния незаконченных фигур у слабовидящих детей с помощью компьютерной версии теста Голлина [Foreman, Hemmings,

1987]. Тест Голлина представляет собой узнавание незакон= ченных изображений, которые постепенно переходят от менее прорисованных форм к более прорисованным. Дети тестировались дважды с временной разницей в один год. Анализировались изменения в результатах тестирования через год в зависимости от возраста детей и нарушений сенсорного входа (остроты и зрения и характера заболева= ния). Возраст детей варьировался от 6 лет 7 мес. до 12 лет

7 мес.. Нарушения зрения у детей носили периферический характер и были диагностированы либо как миопия высокой степени, либо как атрофия зрительного нерва, либо как катаракта, либо как дегенерация сетчатки. Острота зрения варьировалась от 1 до 8%.

Традиционно при использовании теста Голлина [Foreman, Hemmings, 1987] в норме демонстрировалось, что при повторных тестированиях у детей улучшались результаты опознания независимо от возраста. Наши резул ьтаты подтвердили в целом эту тенденцию у слабовидящих детей. Независимо от возраста и степени потери зрения, результаты наших испытуемых были значимо лучше при повторном тестировании. Более детальное изучение, однако, показало, что дети с остротой зрения от 1 до 4% значимо хуже решали задачу опознания при первом тестировании, чем дети с остротой зрения от 4 до 8%. При повторном тестировании это различие нивелировалось, и дети как с более низкой, так и с более высокой остротой зрения решали задачу с одинако= вой степенью успешности. Эти результаты, с одной стороны, подтверждают зависимость опознания от степени наруше= ния сенсорного входа, а, с другой стороны, демонстрируют сильное влияние на процесс опознания когнитивного компонента. При усилении последнего во втором тестиро= вании снижается влияние сенсорны

х нарушений.

Однако в другом исследовании [Blinnikova, Bernadskaya,

1994] было показано, что соотношение глобального анализа пространственных компонентов и детального анализа фрагментов у детей с грубыми нарушениями зрительной системы носит более сложный характер. Исследовались изменения в стратегиях реконструкции зрительного перцеп= тивного образа детьми в возрасте от 5 до 12 лет с нарушени= ями зрительной системы и без таких нарушений. Испытуемые должны были дорисовать 12 незаконченных изображений, имея перед глазами образец. Для каждого изображения существовало три варианта разной сложности. Сложность зависела от количества пропущенных элементов. Сами изображения также были разными — это могли быть простые геометрические фигуры и сложные рисунки. Анализи= ровались ошибки детей.

Результаты детей с нормальным зрением позволяли уловить неявную тенденцию перехода от анализа изображе= ния по частям к целостному анализу изображения. Результаты детей с нарушениями зрения позволили выделить четыре последовательных стратегии выполнения данной задачи: опора на целостный недифференцированный образ; опора на отдельные части изображения; опора на целостный обоб= щенный образ; опора на детализированный образ. Эти стадии можно свести к двум циклам: в каждом из них перцептивный анализ развивается от общего к частному. У детей с грубыми поражениями зрительной системы большое значение имеют сознательно сформированные и последовательно организо= ванные стратегии разглядывания изображений.

Эти данные показывают, что стратегии зрительного опознания при частичной зрительной депривации имеют длительный путь формирования. Окончательный выбор стратегии зависит от успешности деятельности познания в целом. Однако нужно отметить, что даже минимальная возможность анализировать зрительную информацию закладывает возможность когнитивной обработки от целост= ных нерасчлененных форм к деталям. Эти данные позволяют развести два вида целостных перцептивных образов. Один —

это первичная заготовка, грубая пространственная конфигу= рация, которая, однако, дает возможность начать семанти= ческий анализ. Вторая — это обобщенная форма, уточненная и достаточно правильно обрисованная. Смешение этих двух форм, возможно, и порождает спор исследователей: что яв= ляется отправной, а что конечной точкой зрительного анализа — целостный образ или детали.

Более подробно взаимодействие перцептивных и мнеми= ческих процессов в условиях частичной зрительной деприва= ции изучалось в другом исследовании [Blinnikova, Bernad= skaya, 1995]. В нем принимали участие 46 слабовидящих детей от 5 до 12 лет и 55 детей с нормальным зрением от 3 до 10 лет. Часть слабовидящих детей принимали участие в исследовании два раза: на разных возрастных этапах. Причины потери зрения у слабовидящих детей были различ= ными: миопия высокой степени; атрофия зрительного нерва; дегенерация зрительного нерва; дегенерация сетчатки. Острота зрения варьировалась от 2/100 до 8/100.

В качестве тестового задания дети должны были собрать из 9 частей сложное цветное изображение: это могли быть реальные животные (лев, попугай, лошадь) или фантасти= ческие (сфинкс, птица Феникс, единорог). В первой серии образец изображения находился перед глазами ребенка в левом верхнем углу стола на протяжении всего выполнения теста, во второй серии он предъявлялся на 60 секунд перед выполнением задания, в третьей серии образец не предъяв= лялся. Таким образом, в первой серии ребенок использовал внешний эталон для выполнения задания, во второй серии — мнемический эталон из кратковременной памяти, в третьей серии он вынужден был подключить свои представления из долговременной памяти (базовый эталон). В первой и вто= рой сериях в половине случаев образец предъявлялся в стан= дартном виде, в остальных — в зеркальном отображении. Результаты по использованию прототипов разного рода представлены на рисунке 3.1. Использование внешнего эта= лона становится возможным при составлении сложных ри= сунков в среднем окол

о 5 лет 1 мес. в норме и около 6 лет 9 мес.

< Назад | Дальше >