Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Статья с сайта

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

дования роли зрительной информации в образах является сравнение образных процессов у зрячих, слепых и слабови= дящих от рождения. Если бы удалось показать, что слепые от рождения представляют образы таким же способом, как и зрячие, это явилось бы бесспорным доказательством амодальности мысленных образов. Такие результаты были получены в ряде исследований.

В некоторых работах демонстрируется, что люди с вро= жденной слепотой столь же успешно представляют слова, передающие зрительные образы, как и слова, передающие слуховые образы [De Beni, Corneldi, 1988; Zimler, Keennan,

1983]. В другой серии экспериментов было показано, что в мысленных представлениях как у зрячих, так и у сле= пых проявляется иллюзия изменения размера в зависимости от контекста. На фоне большого предмета (например, автомобиля) целевой объект (радиоприемник) кажется меньше, чем рядом с маленьким предметом (скрепкой) [Kerr,

1983; Sholl, Easton, 1986]. Также было продемонстрировано, что слепые от рождения успешно выполняют образную мнемоническую задачу [Kerr, 1983; Zimler, Keennan, 1983] и воспроизводят семантическую информацию под образной

инструкцией [Kerr, 1983]. Н.Керр, Д.Фулке, М.Шмидт изучали содержание снов слепых людей и показали, что они вклю= чают пространственные образы, в частности, образы пешеходных маршрутов [Kerr, Fulkes, Schmidt, 1982].

Результаты слепых не отличались качественным образом от результатов зрячих в экспериментах с мысленным враще= нием фигур. Дж.Мармор и Н.Забак [Marmor, Zabak, 1976] тестировали слепых от рождения, поздно ослепших и зрячих испытуемых на тактильной задаче мысленного вращения. Все три группы испытуемых показали линейную зависимость времени реакции от степени углового различения между эталонной и тестовой фигурой. В другой работе [Carpenter, Eisenberg, 1978] была использована задача, в которой предъявлялся знакомый символ в различных ориентациях, и надо было определить, предъявляется ли буква в прямом или зеркальном отображении. Результаты слепых и в этом случае были аналогичны результатам зрячих, хотя время их реакции было больше. Более того, в дальнейшем было продемонстри= ровано, что гаптические мысленные вращения более устойчи= вы у слепых, чем у зрячих [Hollins, 1986].

М.Хеллер и Дж.Кеннеди [Heller, Kennedy, 1990] использо= вали вариант задачи Пиаже с тремя горами. В эксперименте участвовали взрослые испытуемые слепые от рождения, поздно ослепшие и зрячие с завязанными глазами. Испыту= емые должны были изучить тактильно представленный макет, а затем узнавать его при различных пространствен= ных трансформациях. Они не могли перемещаться вокруг макета, поэтому должны были мысленно вращать фигуру. Результаты показали, что групповых различий в узнавании предъявленных для тактильного изучения форм не было. Однако слепым от рождения требовалось больше времени для нахождения ответа. Был сделан вывод о том, что зри= тельный опыт позволяет быстрее анализировать простран= ственную информацию.

В другом эксперименте [Cornoldi, Cortesi, Preti, 1991] ис= пытуемые должны были мысленно передвигаться, следуя ука= заниям экспериментатора, относительно ранее изученных

объектов разного уровня сложности, составленных из ку= биков. Такого рода задачи требуют удержания простран= ственной информации в кратковременной памяти. Слепые от рождения взрослые испытуемые были гораздо менее успешными по сравнению со зрячими с завязанными глазами. Им требовалось значимо больше времени на обработку информации. Однако когда задача усложнялась, и требова= лось мысленно двигаться в рамах трехмерного пространства, зрячие испытуемые теряли свое преимущество, и их уровень выполнения тоже становился низким. Ч.Корнольди с колле= гами предположили, что слепые от рождения испытуемые просто не имеют достаточного опыта в решении таких задач, однако они могут формировать ментальные образы и исполь= зовать их. Они также сделали вывод, что зрительный опыт формирует способность одновременно манипулировать многими объектами в рамах кратковременной памяти.

Роль зрительного опыта не касается только характе= ристик перерабатываемой информации. Есть основания предполагать, что зрительный опыт предоставляет модель некоторых способов или стратегий1 информационной обработки. Здесь речь может идти о таких способах, как пере= работка от общего к частному, от глобальных пространст= венных конфигураций к локальным. Кроме того, зрение может предоставлять ориентиры для конфигурации мен= тального пространства. В одной из недавних работ [LeGrand et al., 2001] исследовалась роль раннего зрительного опыта в восприятии лиц. В эксперименте приняли участие 14 па= циентов глазной клиники в возрасте от 9 лет до 21 года, которые родились с двусторонней катарактой, и которым в возрасте 2–6 месяцев была сделана операция по возвраще=

1 Термин «стратегия» имеет широкое значение. В зависимости от кон= текста это значение может варьироваться. В качестве рабочего можно использовать определение, данное в работе К.Тинус=Бланк и Ф.Гоне:

«Стратегия — это набор функциональных правил, применяемых на разных стадиях информационной обработки от первых этапов получения информации до использования полученных знаний» [Thinus= Blanc, Gaunet, 1997, c. 35].

нию зрения. После операции все пациенты имели зритель= ный опыт, по крайней мере, в течение 9 лет. Их результаты сравнивались с результатами испытуемых того же возраста и пола, но имевших нормальный ранний зрительный опыт. Для эксперимента были разработаны два набора лиц, которые отличались либо деталями (форма глаз и губ), либо пространственным расположением деталей (глаза могли быть более широко или более близко поставлены, рот мог быть ближе к носу или чуть дальше). Лица могли предъяв= ляться в прямом или перевернутом виде. В каждой пробе испытуемые должны были сравнивать два лица и решать, одно и то же это лицо или это разные лица.

Оказалось, что испытуемые, имевшие нормальный зрительный опыт, с одинаковой точностью различали детальную и пространственную информацию при воспри= ятии лиц. Перевернутое изображение влияло на восприятие пространственной организации лица, но не влияло на срав= нение деталей лица. Испытуемые, которые были подверг= нуты зрительной депривации в раннем возрасте, легко справлялись с различением лиц на основе деталей (они были даже успешнее контрольной группы), но они значительно хуже различали лица, отличавшиеся по пространственному расположению деталей. Был сделан вывод, что ранний зрительный опыт необходим для анализа пространственной зрительной информации. Поскольку младенцы имеют достаточно низкую остроту зрения, их анализ зрительной информации опирается на глобальные очертания предметов. Поэтому именно в самом раннем возрасте формируются приемы анализа пространственных конфигураций зритель= ных изображений.

Данные о том, что при ограниченном зрительном опыте нарушается целостный пространственный анализ зритель= ной информации, были получены и при исследовании детей с грубыми поражениями зрительного анализатора. Л.П.Гри= горьева показала, что дети школьного возраста, острота зрения которых не превышает 4% в опознании изображений, в основном, ориентируются на фрагментарную информацию

< Назад | Дальше >