Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

Называние объектов. В таблице 2.5 представлены данные о назывании объектов. В этот показатель вошли пробы называния объектов, предъявленных в ходе эксперимента: книжка, мяч, кружка, кукла, игрушечный автомобиль, ложка, карандаш, кубик, ключ. Учитывались и те названия, которые ребенок использовал для предметов домашнего окружения, а также предметов питания (фрукты, хлеб, и т.д.). Называние объектов является важным аспектом овладе= ния речью, поскольку именно здесь слова оказываются посредниками во взаимодействии человека с миром. Обычно первыми словами ребенка являются обозначения окружа= ющих людей, игрушек, предметов питания и домашней обстановки и некоторые другие [см. Цейтлин, 2000, с.54]. При этом для функции обозначения неважно, какой звуко= комплекс начинает использовать ребенок. Если ребенок называет настоящий, игрушечный и нарисованный автомо= биль «бу», причем использует это называние устойчиво, то, естественно, этот слог рассматривается как слово раннего лексикона. Взрослые обычно легко подхватываю

т такие

«слова» ребенка и начинают их использовать в разговоре с ним. Многие исследователи считают, что в этом процессе дети с серьезными нарушениями зрения отстают от сверст= ников, и, более того, имеют некоторые весьма специфические особенности развития [Dunlea, 1989].

В полтора года различия между двумя группами детей не значимы: и дети с нарушенным, и дети с нормальным

Таблица 2.5

Называние объектов детьми с нарушениями и без нарушений зрения

9–10 мес. 12–14 мес. 16–18 мес. 22–24 мес.

норма 0 0 44 93

нарушения зрения 0 0 27 25

зрением еще достаточно плохо называют предъявленные им объекты. Но в возрасте двух лет различия становятся значимыми (F(1,9)=11,7, p<0.01). Дети с нормальным зрением гораздо активнее называют объекты. На наш взгляд, такие данные указывают на то, что окружающий мир, уже хорошо изученный к этому возрасту в норме с помощью зрения, начинает приобретать устойчивые наименования. Для детей с грубым поражением зрительной системы процесс исследования окружающего мира и его называния имеет несколько иную конфигурацию. Для того чтобы они хорошо узнали мир внешних объектов, взрослые должны в совмест= ной деятельности фиксировать внимание ребенка на объек= тах и называть их. Другими словами, изучение окружения у детей с поражением зрительной системы более тесно связано с развитием речи, чем в норме. Если в норме сначала формируется образ, который «означивается», то при наруше= ниях зрения, наоборот, часто знак, слово приобретает свое образное наполнение лишь впоследствии. Здесь мы сталки= ваемся примерно с теми же различи

< Назад | Дальше >