Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

(например, книжку, кубик или ключ). При этом выбор опирается на предварительное зрительное изучение ситуа= ции. Чтобы продемонстрировать такой же уровень, детям с нарушениями зрения нужно исследовать объекты тактиль= но, изучить досконально окружающее пространство и на= учится выполнять сложные действия без зрительного контроля. Все это достигается детьми с нарушениями несколько позже, к 3–4 годам. Хотя в нашей выборке была девочка Настя, которая, не имея даже светоощущения, легко выбирала из предъявленных на столе фруктов банан, яблоко и апельсин, демонстрируя умения тактильного различения и вербальное понимание.

В возрасте двух лет дети с нарушениями зрения лучше всего могут продемонстрировать свое понимание, опираясь на знание расположения комнат и предметов в собственной квартире. Это и делали все дети нашей выборки. Все знали, где находится кухня, где стоит ваза с печеньями, где рас= положены выключатели, где находится их игрушки и музы= кальный центр. Они могли показать части тела у себя и у зна= комого человека, но затруднялись с показом у куклы, которую принес экспериментатор. Они могли показать части конструк= ции у игрушечного автомобиля, с которым они постоянно занимались, но затруднялись в исследовании новых предме= тов и выбора из них. Поэтому можно сказать, что в знакомой обстановке их понимание не отличалось от понимания зрячих детей, но по отношению к новому окружению их понимание было ограничено. Причина этого в отсутствии навыков планомерного тактильного изучения среды.

Экспрессия слов и предложений. В таблице 2.4 представ= лены данные по развитию речевой экспрессии. Различия между двумя группами детей значимы только в возрасте двух лет (F=13,5; p<0,01), но и в других возрастах дети с нормаль= ным зрением несколько опережали детей с нарушениями. Произнесение первых слов является важной вехой в разви= тии речи, и все исследователи учитывают этот показатель. Никто из детей с нарушениями зрения в нашей (достаточно небольшой) группе не произносил слов к 12 месяцам, в то вре= мя как некоторые дети из группы нормы делали это.

В полтора года в норме все дети говорили 8 различных слов, и только половина малышей из группы с нарушениями делали это. В то же время примерно в одинаковой пропорции и в норме, и при нарушениях дети этого возраста исполь= зовали слова для пояснения желаний (такие, как «дай», «пить» и т.д.). В обеих группах детей овладение грамматическими конструкциями еще практически не началось (один ребенок в одной группе и один ребенок — в другой использовали двухсловные предложения).

В два года различия между двумя группами стали ощути= мыми. В норме все дети использовали двухсловные предло= жения, половина из них делала высказывания, некоторые использовали местоимения, трехсловные предложения и задавали вопросы. При нарушениях зрения двухсловные предложения использовал только один ребенок из пяти наблюдаемых детей, и никто в этом возрасте еще не ис= пользовал местоимения, трехсловные предложения и т.д.

Таблица 2.4

Экспрессия звуков, слов, предложений детьми с нарушениями и без нарушений зрения

9–10 мес. 12–14 мес. 16–18 мес. 22–24 мес.

норма 25 28 55 76

нарушения зрения 7,5 12,5 46 47,5

< Назад | Дальше >