Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

9–10 мес. 12–14 мес. 16–18 мес. 22–24 мес.

норма 28 50 75 92

нарушения зрения 5 40 62 75

дети с нарушениями зрения во всех возрастных группах немного проигрывают своим сверстникам без нарушений. Однако ни в одном возрасте различия не были высоко значимы. При этом нужно отметить, что дети с нарушениями зрения отстают по показателям имитации1, но в несколько более позднем возрасте все=таки имитируют и звуки и слова. По количественным показателям выборки не различа= ются, но по качественным существуют, на наш взгляд, важные отличия. Зрячие дети часто имитируют названия предметов, на которые указывают взрослые; эту имитацию можно обозначить как «имитацию называния». Такой тип имитации больше присущ референциальному пути осво= ения языка. А у детей с нарушениями зрения часто можно отметить «чистую имитацию», когда они имитируют звуки и слова без соотнесения их с объектами. Имитационная активность (около двухлетнего возраста) становится для них важным аспектом коммуникаций. Научившись повторять слова и уловив, что это доставляет удовольствие родителям, слепой ребенок (в нашей выборке мальчик Никита 22

мес.), сидя на коленях у матери, охотно занимается звукоимита= циями и повторяет некоторые слова2. Именно в этот период само повторение становится совместной деятельностью.

1 Но отстают они и в целом в развитии речи.

2 В дальнейшем в возрасте трех лет этот же мальчик очень активно повторяет и многословные выражения, учит детские стихи и.д.

Ребенок повторяет, чтобы общаться с матерью, и повторение здесь является актом эмоционально=экспрессивного обмена. Это похоже на то, что называется экспрессивным путем овладения языком.

Нарастание имитационной активности происходит у детей с нарушениями зрения от двух до трех лет и дальше. Таким образом, если в норме дети повторяют звуки и слова на ранних этапах овладения речевой деятельностью, в пери= од медленного нарастания их лексикона, то у детей с грубыми зрительными нарушениями эти имитационная активность имеет более широкое значение. Она получает собственную коммуникационную ценность. Интересно, что примерно такие же выводы были сделаны после наблюдения за со= циально депривированными детьми с задержкой речевого развития [Цейтлин, 2000]. В частности, описывается случай трехлетней девочки из дома ребенка, которая, обрадовав= шись возможности пообщаться с пришедшими к ней взрос= лыми, просто повторяет за ними фразы и слова.

< Назад | Дальше >