Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

4–5 мес. 9–10 мес. 12–14 мес.

норма 5,3 6,5 8,3

нарушения зрения 3,8 5,8 6,2

детей с нарушениями зрения только один ребенок (из четырех) отвечал на обращение к нему чужого человека

(экспериментатора). Все дети реагировали на голос матери и отвечали ей звуками, а также передавали голосом свое отношение. Проигрывали дети с нарушениями зрения и в разнообразии звуков. Начиная с 7 месяцев, дети с наруше= ниями зрения обычно достаточно активно «гулят», продуци= руя разнообразные звуки и слоги. В этот период различия между группами детей снижаются. Они снова нарастают ближе к 12 месяцам и становятся заметными. Что дети с нарушениями зрения менее активно лепечут (или не делают этого совсем). У них не наблюдается разнообразия в продуци= ровании слогов.

С одной стороны, можно констатировать некоторое отставание детей с нарушениями зрения от нормы в плане ранних вокализаций. Однако представленные данные скорее говорят о том, что у детей с нарушениями зрения развитие речи имеет свои особенности и динамику. Дети в возрасте

4–5 месяцев с нарушениями зрения продуцируют меньше звуков, по всей вероятности, потому, что они меньше взаимодействуют с окружающей средой. В норме ребенок этого возраста улыбается и «гулит», когда мать входит в комнату. Это воспринимается как приглашение к коммуни= кации. Мать подходит к ребенку, говорит ему ласковые слова, гладит, поднимает его на руки, и закрепляет тем самым такое поведение. Ребенок с нарушениями зрения, часто спокойно

лежит в кроватке, если его ничего не беспокоит1. Когда ребенок оказывается в ситуации дискомфорта, он плачет, и тогда мать подходит к нему, берет его на руки и закрепляет это поведение. Хотя такое случается и у детей с нормальным зрением, все=таки арсенал их ранних коммуникаций и вока= лизаций более широкий.

Характерно, что ребенок не реагирует активно на обра= щение к нему чужого человека, в данном случае, экспери= ментатора. Наши исследования показали, что дети с грубыми поражениями зрительной системы в этом возрасте очень избирательно реагируют на звуки и предпочитают только хорошо знакомые звуки. Незнакомые звуки и голоса вызыва= ют настороженность и напряжение. Тот факт, что к 12 ме= сяцам дети не очень активно «лепечут», можно понять, если учесть, что именно в этот период дети с недостаточным развитием зрительной системы начинают уделять большее внимание звукам из окружающей среды, понимать значи= мость этих звуков, более точно их дифференцировать и пространственно локализовать. Дети начинают прислу= шиваться к окружающему миру. Когда люди прислуши= ваются, они замолкают.

Разделенная репрезентация. Наши наблюдения показы= вают, что существование разделенной с родителями репре= зентации у детей с нарушениями зрения вполне возможно. Хотя дети с грубыми нарушениями зрения не имеют общей с родителями «зрительной картинки», у них, однако, сущест= вует разделенная репрезентация пространственного контек= ста. Пространственная стабильность окружающего мира — основа формирования такой репрезентации. От 10 до 12 мес. ребенок уже очень хорошо знает пространство своей кроват= ки. Он знает, куда чаще всего подходит мать и ждет ее именно там. Он знает, куда кладут его любимую игрушку, и ищет ее,

< Назад | Дальше >