Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

ретинопатия недоношенных; атрофия зрительного нерва; врожденная патология сетчатки, не связанная с недоно= шенностью; инфекционное поражение периферии зритель= ного анализатора. Первичная оценка состояния зрительного анализатора проводилась в МНИИ им. Гельмгольца. Их рече= вое развитие сравнивалось с детьми с нормальным зрением. Группа детей с нормальным зрением подбиралась так, чтобы по возрасту и полу соответствовать группе детей с наруше= нным зрением.

Речевое и жестовое поведение испытуемых наблюдалось в ходе визита экспериментатора, в рамках которого проводи= лось когнитивное и моторное тестирование ребенка. Исполь= зовался дизайн естественного эксперимента, разработанный в лаборатории когнитивных процессов Института психоло= гии РАН (см. главу 1). Применялся метод комплексного изучения развития младенцев, разработанный на основе Шкалы детского развития Нэнси Бэйли и Шкала психи= ческого развития слепых детей М.Брамбринга. Разрабо= танный подход позволяет выявить структуру взаимосвязи в развитии той или иной психической функции. В данном исследовании в центре внимания находились субшкалы речевого развития. Небольшую часть детей из нашей выборки мы могли протестировать в более позднем возрасте

(в частности, 35–36 мес.). Эти данные обсуждаются в статье как дополнительные.

В качестве показателей речевого развития анализи= ровались следующие индексы, которые были выстроены как последовательность: отвечает на голос, вокализирует 4 раза за время визита, вокализирует, когда экспериментатор говорит, по голосу узнает мать, вокализирует 2 звука, передает вокализацией отношение, вокализирует 4 звука, имитирует вокализации, избирательно прислушивается к знакомым словам, использует жесты, имитирует гласно=со= гласные комбинации, экспрессивно бормочет, вокализирует

4 слога, отвечает на просьбу, имитирует слова, использует два слова соответственно ситуации, различает названия одеж= ды, использует слово для выражения желания, понимает

названия различных действий, понимает названия частей тела, называет один объект, сочетает слово и жест, использует

8 различных слов, использует двухсловные выражения, имитирует двухсловные выражения, использует местоиме= ния, различает книжку, кубик и ключ, называет 3 объекта, использует трехсловное выражение, делает высказывания, внимателен к рассказу, задает вопросы, понимает два предлога, использует прошедшее время.

Для сравнения все используемые пробы были разбиты на 5 блоков: 1) ранние вокализации; 2) имитация звуков, слов, предложений; 3) понимание речи взрослых; 4) экспрес= сия звуков, слов, предложений; 5) называние объектов. Дополнительно анализировались такие показатели, как ис= пользование жестов, местоимений и предлогов. Сравнение между группами проводилось с помощью однофакторного дисперсионного анализа

Результаты нашего исследования показали, что в целом речевое развитие детей с нарушениями зрения отстает от нормы. Даже в имитации речевой продукции взрослых наблюдается незначительное отставание. Хотя в большинст= ве случаев отличия минимальные, небольшие выборки испытуемых не позволяют сделать качественный статисти= ческий анализ.

2.2. Предикторы речевого развития

Ранние вокализации и коммуникации. В таблице 2.1 пред= ставлены соотношения в показателях ранней вокализации у детей с нарушениями и без нарушений зрения. Значимые различия существуют только в возрастных группах 4–5

(F(1,9)=11,8; p<0,01) и 11–12 (F(1,9)=40; p<0,001) месяцев. В возрасте 7–9 месяцев зафиксировано только слабо значи= мые различия (F(1,9)=4,2;. P<0,1). В 4–5 месяцев ранние вокализации тесно связаны с развитием ранних коммуни= каций и выражаются в таких показателях, как ответные вокализации, частота вокализаций, разнообразие вокализа= ций, передача отношений с помощью вокализаций. В группе

Таблица 2.1

Показатели ранних вокализаций у детей с нарушениями и без нарушений зрения

< Назад | Дальше >