Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

ГЛАВА 2

РОЛЬ ЗРЕНИЯ В РАННЕМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

Роль зрения в развитии речи можно рассмотреть как частную проблему, имеющую значение, прежде всего, для специальной психологии и педагогики. Однако, изучение этой проблемы затрагивает гораздо более широкий научный контекст. В последнее десятилетие в психологии речи нарас= тают нативистские настроения. Идеи Ноэма Хомского

[Chomsky, 1975, 1991] о врожденных основах развития речи находят свое продолжение в работах Джерри Фодора [Fodor,

1981, 1998], который считает, что врожденными являются не только механизмы, позволяющие овладеть речью, но и все базовые понятия языка. Такая позиция вызывает, с одной стороны, критику, а с другой — достаточно сильную под= держку.

Некоторые авторы, например, Патриция Черчленд, склонны назвать идеи Фодора абсурдом [Churchland, 1986]. Однако многие уважаемые представители когнитивной психологии, такие, как Бет Левин и Стивен Пинкер [Levin, Pinker, 1991] считают, что на сегодняшнем этапе необходимо принять важное допущение врожденности простых пред= ставлений и понятий. Н.Хомский поддержал идеи Фодора. Он считает, что дети приобретают знания о лексических единицах на основе очень незначительно числа предъяв= лений, часто даже после однократного предъявления. Более того, ребенок достаточно быстро начинает использовать слова и понятия в некоторых правильных отношениях. Это дает возможность Хомскому предположить, что процесс

овладения речью является лишь процессом прикрепления ярлыков к понятиям, которые уже есть у ребенка.

Этот нативистский подход кардинально противоречит взглядам, которых придерживаются отечественные психо= логи и их предшественники — Л.С.Выготский [1982] и А.Р.Лу= рия [1972]. Кажущаяся легкость в овладении детьми поняти= ями и речью обманчива. Первоначальное введение символов, которое является базовой основой для компьютерного моделирования, возможно, не является необходимым для развития познавательных функций у детей.

Предполагается, что, сравнив развитие языка у слепых и зрячих детей, можно было бы прояснить спор между двумя противоречащими друг другу тенденциями. Следуя такой логике можно предположить, что, если понятия слепых детей не отличаются от понятий зрячих, то для их формирования не нужен сенсорный опыт и они имеют врожденный харак= тер. Однако это не совсем корректная постановка проблемы. Хотя дети с нарушенным зрением приобретают информацию об окружающем мире иным путем, чем зрячие, но они живут в том же мире, по тем же физическим и социальным законам. Они действуют в этом мире и познают его, они общаются в этом мире и выражают себя. Поэтому различия между опытом слепых и зрячих детей могут быть не такими разительными, как кажется. Такая поправка не снимает интереса к обозначенной теме.

Анализ роли зрения в вербальном развитии приводит к пониманию взаимодействия образной и вербальной сфер, а также контекстуальных основ межличностных коммуника= ций. В последнее время все чаще подчеркивается важность зрительного контакта для становления детско=родительского взаимодействия и овладения детьми речевыми функциями. Однако насколько важен этот контакт и наблюдение детьми за артикуляцией, мимикой и жестами взрослых можно сказать, только сравнив характеристики в развитии речи у детей, развивающихся в нормальных условиях и условиях зрительной депривации.

2.1. Развитие речи в условиях зрительной депривации

< Назад | Дальше >