Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

Полученные нами данные позволили сделать следующие выводы.

Роль зрительного опыта в наибольшей степени проявля= ется в развитии сенсомоторной интеграции и самоини= циированных движений.

Анализ звуковых стимулов представляет собой значи= тельные трудности для детей с серьезными нарушениями зрения, что, на наш взгляд является проявлением нарушений в интеграции информации, поступающей из внешней среды. Проявляются существенные нарушения в регуляции поведения: возрастает количество стереотипических движе= ний при сниженном интересе к внешним объектам и не=

достаточной социальной вовлеченности.

Недостаток в развитии зрительных ментальных репре= зентаций замещается развитием репрезентаций окружа= ющего пространства, которые служат для организации социального взаимодействия ребенка.

Зрение является ведущим анализатором у человека, через который поступает самое большое количество инфор= мации из окружающей среды. Отсутствие зрительного опыта отрицательно влияет на все области развития: моторное, когнитивное, поведенческое. Более того, затрагиваются основные группы факторов, обеспечивающих психическое развитие ребенка — биологические и социальные. Собран= ный нами материал еще недостаточен для его полноценной обработки и выявления статистически обоснованных закономерностей. Участвующие в эксперименте дети значи= тельно отличаются друг от друга и по зрительному статусу, и по эпикризу. Однако уже сейчас можно выделить ключевые моменты, позволяющие говорить о существенной роли зрительного опыта в раннем развитии детей.

Во#первых, зрительная депривация или полное отсут= ствие зрения создает ситуацию информационного или стимульного вакуума. Постоянный информационный поток, следующий через зрительный анализатор, стимулирует активность мозга, с одной стороны, поддерживая уровень эраузала, а с другой, — способствуя формированию мозговой ткани. Ребенку с глубокими поражениями зрительной системы не хватает стимуляции извне для активизации мозговой деятельности. Вследствие этого возникают, расши= ряются и закрепляются стереотипные движения.

Та же причина лежит в начальном отставании мотор= ного развития. Младенцы с нарушенным зрением позже начинают поднимать голову, переворачиваться, садиться, потому что у них меньше поводов осуществлять эти дейст= вия. В норме движения подкрепляются новой инфор= мацией. При серьезных нарушениях зрительной системы такого подкрепления не происходит. В дальнейшем боль= шие моторные движения начинают развиваться гораздо успешнее (если родители не ограничивают движения

ребенка), но проявляется отставание в развитии тонкой моторики.

Можно заключить, что звук не является хорошим сти= мулом ни для развития движений, ни для познания мира. Дети, у которых сохраняется только очень небольшой и нефункциональный остаток зрения, даже плохо поворачи= вают голову на звук. Это является одним из факторов нарушения детско=родительских взаимоотношений. Ребенок не поворачивает голову, когда кто=то входит в комнату, что=то падает, а родители в этом случае не считают его заинтересо= ванным в событиях, не дают ему объяснений, не обращаются к нему, не разговаривают с ним.

Зрительный информационный поток играет положи= тельную роль в формировании познавательного интереса к окружающей среде. Без такой поддержки поведение регули= руется, в основном, на эмоциональном уровне. Именно поэтому дети с большими потерями зрения активно реагируют только на приятные им звуки, играют только знакомыми и любимыми игрушками, демонстрируя слабую реакцию на новизну. Их ис= следовательская активность очень ограниченна. Они отно= сятся к окружающему их миру достаточно пассивно.

Во#вторых, зрение играет роль интегрирующего фактора в раннем психическом развитии. При этом объединяющая функция проявляется на разных уровнях. С некоторой осторожностью можно сказать, что зрение является связу= ющим звеном между внешним миром объектов и движениями человека. Разделенное зрительное внимание создает базу для общения и социального взаимодействия, для образования диады, объединения двух персон. Именно зрение способствует формированию базисных репрезентаций объектов, которые лежат в основе интерсенсорного взаимодействия, структу= рируя информацию, поступающую из других анализаторов. Очень низкое зрение или его отсутствие отрицательно влияет на целостную картину воспринимаемого мира.

Таким образом, серьезные нарушения зрения могут приводить, с одной стороны, к информационной недоста= точности, а с другой — к сбою механизмов информационной

обработки. Если речь идет только об информационной недостаточности, то с развитием речи и планомерного обучения этот недостаток восполняется и приводит к ком= пенсации начального отставания.

Приведенные данные требуют отказаться от простой схемы «сенсорный вход – развивающий выход» и перейти к комплексному рассмотрению взаимодействия факторов, включенных в процесс детского развития. За последние десять лет появились работы, основанные на более сложном понимании структуры развития. В одном из недавних исследований, которые включали детей с множественными нарушениями, К.Фэррелл и ее коллеги [23] не только нашли, что развитие детей с нарушениями зрения протекает медлен= нее, чем у зрячих, но и доказали, что последовательность про= хождения этапов развития у таких детей отличается от нормы. Что касается компенсаторных возможностей развития детей с нарушениями зрения, то можно отметить несколько негативных и благоприятных моментов. Негативными в дан= ном случае являются факторы, нарушающие регуляцию поведения. Особенно в данном случае настораживает значи= тельное снижение интереса к внешним объектам и наруше= ние в социальном взаимодействии. Благоприятным является то, что не было показано существенны

х отличий в развитии речи у детей до двух лет с грубыми нарушениями зрительного анализатора от нормы. Кроме того, важными являются данные о развитии пространственных репрезентаций у де= тей с нарушениями зрения. Эти репрезентации до некоторой степени восполняют недостаток зрительного опыта и, хотя и гораздо медленнее, но выступают интегрирующим факто= ром для сенсомоторного, когнитивного и даже социального

развития.

< Назад | Дальше >