Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

Зрительная патология 5,2 4,7 3,5

Зрительная норма 1,5 2,4 1,9

этот уровень повышается через самостимулирующие движения. И наоборот, когда он перевозбужден, ритмичные стереотипические движения понижают уровень эраузала. Дети, имеющие серьезные нарушения зрительной системы, с первых дней самостоятельной жизни испы= тывают недостаток во внешней стимуляции, необходимой для поддержания активной деятельности мозга. Именно этот недостаток частично восполняют стереотипические движе= ния. В нескольких работах было показано, что у детей с нарушениями зрения стереотипическое поведение обнару= живается намного чаще: его фиксируют практически у каждого ребенка. По данным М.Брамбринга и Г.Тростера, у половины обследованных им детей до двух лет стереоти= пическое поведение проявлялось каждый час [Brambring, Troster, 1992]. Кроме того, дети с нарушениями зрения обладают наиболее широким набором стереотипических движений. При этом чем хуже состояние зрительного анализатора, тем более выражены обычно стереотипии

[Сергиенко, 1995; Troster, Brambring, 1992; 1993].

Наши данные подтверждают такую же закономерность. При этом результаты проведенных нами наблюдений пока= зывают, что даже при самом благоприятном течении психи= ческого развития стереотипические движения сохраняются. Однако в этом случае они приобретают более продвинутый характер, преобразуясь, в основном, в стереотипические

действия с предметами и игрушками, а также в однообразное воспроизведение достаточно сложных движений. При не= благоприятной ситуации развития стереотипические движения остаются примитивными и направлены на сти= муляцию собственного тела.

1.5. Развитие социальных взаимодействий Получено большое количество данных, свидетель= ствующих о том, что у слепых детей существуют нарушения в плане развития социальных взаимодействий, совместного внимания и поддержания диалога [Burlingham, 1972; Fraiberg, 1977; Moore, Dunham, 1995; Preisler, 1988; 1991;

1993; Sorce, Emde, Campos, Klinnert, 1985].

В одной из недавних работ [Ingsholt, 2000] исследовалась роль зрения в установлении взаимодействия между роди= телем и ребенком в возрасте от 8 до 24 месяцев (10 слепых детей с ретинопатией недоношенных: 5 — только со зритель= ными нарушениями и 5 с множественными нарушениями сравнивались с 6 зрячими детьми, 3 из которых родились преждевременно, а 3 в срок. В работе искались ответы на следующие вопросы. Как отличаются паттерны взаимо= действия между родителем и ребенком у слепых и зрячих малышей? Изменяются ли они с возрастом? Как диалоги начинаются, поддерживаются и прерываются? Как слепые дети указывают, на что направлено их внимание?

Прежде всего, большое внимание было уделено анализу взаимообменов между взрослыми и детьми, поскольку социальное взаимодействие и диалоги основываются на взаимообмене сигналами, действиями, предметами. У детей с множественными нарушениями (и нарушениями нервной системы) наблюдались лишь простые формы взаимообмена: звуковые имитации и простые моторные взаимодействия. У детей только со зрительными наруше= ниями вокализации и активность, связанная с телом, сменялась взаимодействием, опосредованным предметами. У зрячих детей наблюдалось нормальное развитие паттернов

< Назад | Дальше >