Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Пишет http://ulada.ru

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

Возможно, ранняя концепция объекта связана с ранними концепциями пространства, которые во многом опираются на развитие схемы тела. Схема тела является, пожалуй, единственным ориентиром и точкой отсчета для ребенка с большими потерями зрения. Представления о схеме тела имеют врожденную природу. Более того, развитие движений, основывающихся на схеме тела, проходит у детей с на= рушениями зрения практически в те же временные рамки, что и у имеющих нормальное зрение. Речь идет о следующих пробах: перекладывание объекта из руки в руку, сведение объектов по средней линии тела и т.д.

Однако развитие концепции пространства не может опираться только на схему тела. Как мы уже говорили, дети с серьезными нарушениями зрения демонстрируют понима= ние таких физических закономерностей, как действие силы тяжести. Кроме того, когда моторное развитие достигает определенного уровня, у таких детей обнаруживаются

большие возможности пространственного запоминания: они ищут игрушки в известных им частях своих кроваток, ждут мать с определенной стороны.

Исп. Д. А. (девочка, 11 мес., РПН, тотальная слепота). Девочку переносят в кроватку ее сестры, стоящую перпендикулярно ее собственной. Вслед за этим наблю= дается пространственная дезориентация ребенка. Когда мать заговаривает с ней, она поворачивается телом и головой в ту сторону, где в ее кроватке находились прутья и куда обычно подходила мать. Не находя там прутьев, ребенок не может встать и начинает хныкать. Эта дезориентация свидетельствовала о том, что девочка помнила пространственное расположение предметов в своей кроватке и ждала мать с определенной стороны.

В 1,5–2 года дети с большими потерями зрения уже обладают великолепным знанием собственной квартиры, расположения в ней предметов, выключателей и т.д. Они легко выполняют такие просьбы, как «беги на кухню»,

«покажи, где у тебя лежат игрушки» и т.д.

Исп. Е.Н. (мальчик, 22 мес. 6 дней, РПН, светоощуще= ние) выполнял такие просьбы матери, как «Достань платок из шкафа», «Включи торшер». Исп. Ж.Н. (девоч= ка, 18 мес., инфекционное поражение периферии зрительного анализатора, тотальная слепота) мы на= блюдали в условиях больничного стационара. Было очевидно, что у ребенка сформированы представления о возможной организации пространства, об исполь= зовании ориентиров (она достаточно легко передви= галась даже в незнакомой палате, усвоив, что окно и дверь находятся напротив друг друга), и имела вполне сформированное понятие о препятствии.

Такие наблюдения подтверждаются и в ряде других исследований, касающихся развития ориентировки в про= странстве и пространственных представлений у слепых детей [Landau, Spelke, 1985].

1.4. Особенности поведения

Анализ данных, полученных при обработке поведен= ческой шкалы теста Бейли в нашем исследовании, показал, что у детей, подвергающихся ранней зрительной деприва= ции, возникают серьезные трудности в регуляции поведения. Они сопровождают их на всем пути раннего онтогенети= ческого развития (см. таблицы.1.3, 1.4, 1.5). Наши данные согласуются с результатами, полученными в других исследо= ваниях [Сергиенко, Строгонова, Ильякова, 1993; Fraiberg,

1977; Hyvarinen, 1994].

Данные по самой маленькой группе испытуемых (см. таб= лицу 1.3.), позволяют сделать вывод о том, что наибольшие трудности возникают с уровнем поддержания эраузала. Обычно дети с нарушениями зрения малоактивны. Их вни= мание трудно привлечь. Они не проявляют интереса к тес= товому материалу и не исследуют окружение. В то же время при оценке качества моторного движения в этом возрасте они не отличаются от нормы. Такие результаты согласуются с другими исследованиями младенцев с нарушениями зрения. В частности, в работе Е.А.Сергиенко (1997) было показано снижение функций внимания у детей с врожденной катарактой.

В возрасте от 6 до 12 мес. у детей с нарушениями зрения больше других страдает фактор «Ориентация и вовлеченность»,

< Назад | Дальше >

Страны Ближнего Востока