Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

От 10 до 12 мес. дети с серьезными нарушениями зрения начинают тянуться к звучащему предмету (это делают четверо из пяти). При этом они выказывают очень жесткие предпочтения в звуковой стимуляции. Другими словами, они тянутся только к знакомым и любимым ими звучащим игрушкам. В этом возрасте они начинают тянуть руки к матери, когда она их зовет.

Дальнейшее развитие дотягивающих и хватающих движений рук очень дифференцированно. Из 10 детей, обследованных от 17 до 24 мес., шестеро брали чашку, которую со стуком ставили перед ними, и пили из нее, доставали предметы из коробочки, надевали крышку на баночку. Однако остальные четверо этого делать не могли. Важным моментом для детей с грубыми поражениями зрительной системы является развитие тактильных поиско= вых и идентификационных движений. Однако если на вто= ром году жизни отставание в общем моторном развитии практически преодолевается, то в развитии тонкой моторики оно начинает все более проявляться. При этом отставание касается, главным образом, полностью слепых детей или имеющих светоощущение. Можно видеть, как младенцы до года перекладывают из руки в руку погремушку или делают трущие движения руками, лежа на животе, или, нащупывая прутья кроватки, подтягивают себя в позицию

стоя. В то же время в период от 12 до 24 мес. у полностью слепых детей возникают явные трудности в выполнении таких проб, как исследование отверстий в доске, снимает крышку с коробочки, кладет кубики в чашку, закрывает коробочку и т.д. Никто из данной группы детей не выполнял эти пробы до двух лет. В то же время дети, у которых был сохранен небольшой остаток зрения, хотя и с отставанием, но выполняли эти пробы. По всей видимости, зрительный контроль играет решающую роль в раннем развитии тонких моторных движений.

1.3. Когнитивное развитие

Наряду с данными об общем отставании детей с наруше= ниями зрения в когнитивном развитии [Ferrell et al., 1990, Fraiberg, 1977; Norris et al., 1957; Reynell, 1978] существуют и другие, свидетельствующие о том, что некоторые слепые от рождения дети не отстают от зрячих ни в пространственном, ни в когнитивном развитии. А когнитивная обработка при решении многих задач слепыми и слабовидящими испытуемы= ми аналогична такой обработке у зрячих, только она занимает значительно больше времени [см. Kerr, 1983, Блинникова,

1998]. Такие данные позволили выдвинуть предположение, что для когнитивного развития и для формирования образов окружающего мира более важен зрительный опыт, чем про= странственный. При этом предполагалось, что простран= ственный опыт имеет амодальную природу, в основе которой лежит, главным образом, моторное развитие, двигательное освоение пространства. Другие исследователи считают, что базисные пространственно=временные инварианты имеют врожденный характер [Landau & Spelke, 1985].

Общие индексы когнитивного развития, полученные в на= шем исследовании, представлены в таблице 1.2. Как и в мо= торном развитии, дети с грубыми поражениями зрительной системы отстают от обеих групп детей с нормальным зрением и в когнитивном развитии, хотя их возможности выполнения проб постоянно развиваются, что можно видеть на рисунке 1.2.

Таблица 1.2

Сравнение групп детей по индексу когнитивного развития

4–5 мес. 7–9 мес. 11–12 мес. 17–19 мес. 22–24 мес.

Дети с нарушениями

< Назад | Дальше >