Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

голос дети смотреть онлайн

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

И. В. Блинникова "Роль зрительного опыта в развитии психических функций"

В пробах, где движение индуцируется звуковыми стиму= лами, у детей с нарушениями наблюдается значительное ухудшение качества двигательных актов. При этом их ка= чество напрямую зависит от сохранности зрительного анализатора. В 4–5 мес. средний коэффициент выполнения в пробе «поднимает голову на 90 градусов» составляет 0,25 у детей с нарушениями зрения. В норме он равняется 1,0, что означает: все дети с нормальным зрением выполняют эту пробу в указанном возрасте. Различие в данном случае высоко значимое (F(1,11)=45, p<0,001). То же самое можно сказать и о пробе: переворачивается со спины на бок. В данном случае средний коэффициент выполнения у детей с нарушениями зрения в 4–5 мес. составляет 0,17, а в нор= ме — 0,83 (различие значимо F (1,11)=11,4, p<0,01).

Зрячие дети или имеющие значительный остаток зрения выполняют эту пробу хорошо, когда взрослый держит перед ними игрушку или разговаривает с ними, находясь впереди и сверху от ребенка. Желание увидеть и удержать привле= кательный объект в поле зрения стимулирует в данном случае развитие моторной активности. Выполняя эту пробу с деть= ми, имеющими серьезные нарушениями зрения, эксперимен= татор потряхивает погремушкой или звонит в колокольчик, но дети реагируют слабо, и реакция быстро угасает. Такое же положение можно наблюдать и в 7–9 мес. Только к 11–12 мес. формируется аудиомоторная интеграция. Большое значение для этого имеет социально ориентированная стимуляция. Дети узнают голос и шаги матери и реагируют на ее слова, поднимая голову, приподнимаясь, вставая и т.д.

В то же время эти дети в 4–5 мес. обычно хорошо держат голову, когда их берут на руки и удерживают в вертикальном положении. Они также прикладывают усилие для подтяги=

вания, когда их берут за руки, напрягают мышцы, чтобы удержать сидячую позицию с поддержкой. Они поворачи= ваются на бок, если их слегка потянуть за ручку, демонстри= руют ползающие движения, если взрослый создает опору для ступни. В данном случае речь идет об интеграции тактиль= ной стимуляции и моторных реакций, и в этих пробах дети с большими потерями зрения практически не демонстри= руют отставания.

Третья группа включает пробы, связанные с самосто= ятельно активируемыми двигательными паттернами. В этой группе можно разделить пробы, в которых движение строит= ся в пространстве собственного тела и во внешнем простран= стве. К подгруппе I относятся такие пробы, как хватает собственную ногу во время игры; тянет руку, кольцо в рот; перекладывает объект из руки в руку. В выполнении этих проб не наблюдается различий между детьми с нормальным и нарушенным зрением. В подгруппу II входят следующие пробы: самостоятельно переворачивается со спины на жи= вот; самостоятельно садится; самостоятельно встает; самостоятельно проходит 3, 10 шагов. В этих пробах наблюдается отставание детей с нарушениями зрения. В частности в возрасте 7–9 мес. только 1 ребенок из четырех в группе детей с нарушениями зрения самостоятельно подтягивался в позицию стоя, в то время как в норме это делали все четыре ребенка. В возрасте 11–12 мес. никто из детей с нарушениями зрения не садился самостоятельно, а в норме это делали все дети. Прибл

изительно такая же картина наблюдалась и относительно самостоятельной ходьбы: при зрительной патологии ни один ребенок не вы= полнял эту пробу в 11–12 мес., а в норме 3 из 5 детей выполняли.

Надо отметить, однако, что к двум годам дети с серьез= ными нарушениями зрения практически преодолевают все существующие отставания в моторной сфере. К 18 месяцам они все уверенно ходили, а к 24 месяцам могли самосто= ятельно залезть на диван, кресло, стул. Прыгали на двух ногах, держась за опору.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что дети, подвергающиеся зрительной депривации, наибольшие трудности испытывают в тех пробах, где необходимы сенсомоторная интеграция и самоинициированные движе= ния. Результаты, касающиеся сенсомоторной интеграции, согласуются с данными, полученными в других исследо= ваниях [Бауэр,1979; Bigelow, 1992, Fraiberg, 1977]. На основе этого можно предположить, что зрение имеет решающее значение для интеграции в единую систему сенсорной и моторной сферы, а также оказывает значительное влияние на развитие регуляторных механизмов. Эти предположения подтверждаются и другими нашими данными, которые будут рассмотрены ниже.

Тонкие сенсомоторные координации, развитие движе# ний рук. Одним из основных показателей развития тонкой моторики у детей до года, который обсуждается в литературе

[Бауэр,1979; Bigelow, 1986], является дотягивание и схваты= вание предметов. С.Фрайберг и ее коллеги [Fraiberg, 1977] выделили следующие особенности развития поискового поведения, дотягивания до предметов и схватывания. Тянущееся движение к звучащему предмету появляется очень поздно: только после 11 мес. слепой ребенок ищет звучащий предмет (если это, например, колокольчик, в который позвонили, поставив затем его перед ребенком) и тянется к нему. Примерно в это же время он начинает искать и хватать предмет, который находился в его руке, но был потерян.

Наши данные в целом подтвердили эту тенденцию. Дети от четырех до пяти месяцев с серьезными нарушениями зрения не демонстрируют тянущегося движения к погремуш= ке, которой потряхивают в пределах досягаемости1. В то же время они хватают предмет, если им дотронуться до их ладо=

1 Все дети с нормальным зрением в этом возрасте начинают тянуться к видимой и звучащей игрушке. К сожалению, очень трудно смоде= лировать ситуацию, когда дети в норме могли бы тянуться к невидимой звучащей игрушке, находящейся в пределах их досягаемости.

ни, и манипулируют им; потряхивают погремушкой, переби=

рают шарики на проволочке, которые находится в их руке. В 7–8 мес. у детей наблюдается поисковое поведение

в том случае, если предмет выпадает у них из руки. Напри= мер, если ребенок сидя держал мячик или игрушку и уронил его на мягкую поверхность, он начинает искать его рукой и поворачивает тело в эту сторону. В то же время отсутствует поисковое поведение на предмет, который звенит, когда его бросают (звук ложки, падающей на металлическую по= верхность). Коэффициент выполнения в этой пробе состав= ляет 0,25 у детей с нарушениями зрения, и 1,0 в норме (разли= чия значимы, несмотря на небольшие группы F(1,7) = 9,0, p<0,05).

< Назад | Дальше >

Пишет vstene.ru